Контакты:

Вт. Май 28th, 2024

Анализируя изменения в законодательстве, постоянно актуализируя информацию- ГАРАНТ всегда остается главным источником практической информации, необходимой для безошибочной работы наших уважаемых клиентов. 2023 год принес много изменений в области обеспечения охраны труда. Поэтому мы подключили подробные пошаговые инструкции по оформлению документации по охране труда, выполнению действий при несчастном случае, проведению медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, регулированию труда водителей, контролю производства работ на высоте. (подготовлено Ю.Ю. Жижериной. — Специально для Системы ГАРАНТ, 2023 г.)

Алгоритм контроля производства работ на высоте, лестницах, стеллажах

Алгоритм «Стеллажи»

1. Проверить наличие документов по стеллажам

а) паспорт на стеллажи, инструкция по монтажу и руководство по эксплуатации,

б) инструкция по охране труда при эксплуатации стеллажного оборудования,

в) сертификат или декларация соответствия в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55525-2017 «Складское оборудование. Стеллажи сборно-разборные. Общие технические условия».

2. Назначить лицо, ответственное за эксплуатацию стеллажей

а) приказом руководителя организации назначить лицо, ответственное за эксплуатацию стеллажей;

б) обучить по охране труда лицо, ответственное за эксплуатацию стеллажей:

— если в организации не создана комиссия по проверке знания требований охраны труда, или нет материально-технической базы для ее проведения, то нужно направить работника в учебный центр,

— если в организации создана комиссия по проверке знания требований охраны труда (Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»), то провести проверку знания, в том числе:

— ГОСТа Р 55525-2017 «Складское оборудование. Стеллажи сборно-разборные. Общие технические условия»

— Приказа Минтруда и соцзащиты от 28.10.2020 года N 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»,

— если при эксплуатации присутствует работа на высоте, необходимо обучиться на соответствующую группу в обучающем центре (Приказ Минтруда и соцзащиты от 16.11.2020 года N 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»).

3. Проводить техническое освидетельствование

Сотрудник, ответственный за эксплуатацию стеллажей, должен организовывать проведение частичного и полного технического освидетельствования стеллажей (ГОСТ Р 55525-2017ГОСТ Р 57381-2017).

а) частичное техническое освидетельствование

Для проведения частичного технического освидетельствования необходимо подготовить приказ о создании комиссии, которая будет отвечать за проведение процедур по освидетельствованию и за результаты.

процедуры:

— технический осмотр стеллажей на наличие повреждений (в случае выявления повреждения сотрудник, ответственный за эксплуатацию, должен незамедлительно классифицировать повреждение и определить необходимость замены поврежденного элемента. С поврежденных балок необходимо незамедлительно снять нагрузку. В случае выявления недопустимых повреждений стоек разгрузке подлежат по одной секции в каждую сторону от поврежденной стойки);

— контроль наличия фиксаторов.

кто проводит:

эксплуатирующая организация самостоятельно (специалисты, аттестованные на знание требований настоящего стандарта)

периодичность: 1 раз в неделю

результаты: заносят в журнал

б) полное техническое освидетельствование

процедуры:

— измерительный контроль ряда параметров, которые показывают отклонения от различных плоскостей;

— измерительный контроль моментов затяжки болтовых соединений и анкеров в объеме не менее 2% общего числа анкеров и болтовых соединений (если среднее значение измеренного момента затяжки менее номинального, необходимо выполнить затяжку всех болтовых соединений стеллажей);

— визуальный контроль сварных соединений с целью выявления повреждений, образовавшихся в процессе эксплуатации, в объеме не менее 2% общего объема сварных соединений;

— контроль наличия фиксаторов;

— идентификацию поврежденных элементов и общий анализ технического состояния стеллажей;

— рекомендуется включать статические испытания стеллажей на воздействие вертикальной нагрузки (необходимость проведения определяет эксплуатирующее предприятие).

кто проводит:

привлекаются организации, аккредитованные в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории с соответствующей областью аккредитации, либо предприятия изготовители стеллажей, подвергаемых освидетельствованию (сотрудники указанных организаций, должны быть аттестованы и иметь подтвержденную квалификацию для выполнения визуально-измерительного контроля).

периодичность: 1 раз в 12 месяцев

результаты:

— фиксируют в отчетной документации, отражающей состояние стеллажного оборудования (составляет организация, проводившая техническое освидетельствование);

— проведенных статических испытаний стеллажей оформляют в виде протокола.

Алгоритм «Лестницы»

1. Проверить наличие:

(у деревянных и металлических лестниц — на тетивах, у веревочных — на прикрепленных к ним бирках):

а) инвентарного номера

б) даты следующего испытания

в) принадлежности подразделению

2. Назначить лицо, ответственное за эксплуатацию лестниц

а) приказом руководителя организации назначить лицо ответственное за исправное состояние переносных лестниц и лестниц-стремянок (осмотр лестниц и стремянок производит ответственное лицо при проведении испытаний, а перед применением — сам рабочий);

б) специалист, проводящий испытания, должен знать нормативы, однако он не обязан иметь особую квалификацию, подтвержденную документально (ГОСТ Р 58758-2019 «Площадки и лестницы для строительно-монтажных работ. Общие технические условия»).

— если при эксплуатации присутствует работа на высоте, необходимо обучиться на соответствующую группу в обучающем центре (Приказ Минтруда и соцзащиты от 16.11.2020 года N 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»).

3. Проводить испытание

(п. 179 Приказ Минтруда и соцзащиты N 782н)

Для проведения испытания лестниц и стремянок необходимо подготовить приказ о создании комиссии, которая будет отвечать за проведение данных мероприятий и за результаты.

процедуры:

испытание статической нагрузкой, цель которого — убедиться, что оборудование соответствует допустимым параметрам:

— максимальный выдерживаемый вес;

— продолжительность нагрузки;

— устойчивость к деформациям.

кто проводит: организация самостоятельно

периодичность:

после изготовления и капитального ремонта, а также периодически в процессе эксплуатации:

— лестницы и стремянки металлические — 1 раз в 12 мес.;

— лестницы и стремянки деревянные — 1 раз в 6 мес.;

— лестницы веревочные подвесные — 1 раз в 6 мес.

результаты:

— акт по результатам испытаний (состав комиссии, инвентарный номер изделия, выявленные дефекты, описание проверки (порядок, точка нагрузки, использованный вес), при необходимости приводятся рекомендации — ремонт, замена, иные. Если испытания нарушений не выявили, ставится соответствующая отметка);

— дата и результаты периодических осмотров и испытаний лестниц и стремянок фиксируются в журнале учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений.

Алгоритм «Работа на высоте»

(Приказ Минтруда и соцзащиты от 16.11.2020 года N 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»)

1. Оформить приказ с перечнем работ повышенной опасности

Перечень работ, связанных с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска, и порядок проведения указанных работ устанавливаются приказом работодателя, с обязательным включением в него работ:

— работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более;

— работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м.

— прочие работы на высоте, выполняемые по наряду-допуску.

2. Обучить работников, выполняющих работы на высоте

Дополнительно к проведению вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте организовать проведение:

а) Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

кто проводит:

первичное и периодическое обучение необходимо проходить в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

периодичность:

— необходимость периодического обучения работников, выполняющих работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках и рабочих местах с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, устанавливается работодателем при реализации процедуры подготовки работников по охране труда СУОТ;

— периодическое обучение работников 1 и 2 групп — не реже 1 раза в 3 года;

— периодическое обучение работников 3 группы — не реже 1 раза в 5 лет.

результаты экзамена:

— удостоверение о допуске к соответствующим работам на высоте (работникам, выполняющим работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках и рабочих местах с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, работникам 1, 2 и 3 групп);

— дополнительно выдается личная книжка учета работ на высоте (работникам, выполняющим работы на высоте с применением систем канатного доступа).

б) Стажировка

продолжительность:

— работникам, выполняющим работы на высоте, в том числе с применением средств подмащивания, а также на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, а также работникам 1 и 2 групп -устанавливается работодателем, исходя из содержания стажировки, и составляет не менее двух рабочих дней (смен);

— необходимость стажировки для отдельных категорий работников 3 группы, а также ее продолжительность, содержание и назначение руководителя стажировки определяет работодатель в рамках соответствующей процедуры подготовки работников по охране труда СУОТ.

кто проводит:

— руководитель стажировки для работников, выполняющих работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, назначается работодателем из числа бригадиров, мастеров, инструкторов, квалифицированных рабочих, имеющих практический опыт работы на высоте не менее 1 года;

— руководитель стажировки для работников 1 и 2 группы назначается работодателем из числа бригадиров, мастеров, инструкторов, квалифицированных рабочих, имеющих практический опыт работы на высоте при наличии у него 2 группы не менее 1 года.

К одному руководителю стажировки не может быть прикреплено более двух работников одновременно.

в) Периодическая проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте

периодичность:

— у работников, выполняющих работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, а также у работников 1 и 2 группы — проводится без обучения не реже 1 раза в год;

— необходимость периодической проверки знаний безопасных методов и приемов для каждой категории работников 3 группы, а также ее периодичность определяет работодатель в рамках соответствующей процедуры подготовки работников по охране труда СУОТ.

кто проводит:

может проводиться комиссией, создаваемой работодателем, из числа работников, имеющих опыт соответствующих работ на высоте (состав комиссии у работников 1 и 2 группы формируется из работников 2 и 3 группы, председатель этой комиссии должен иметь 3 группу).

Результаты:

оформляются протоколом комиссии с указанием даты проведения проверки знаний, фамилии, имени, отчества (при наличии) лица, прошедшего проверку знаний, результатов проверки знаний.

Порядок регистрации и документирования прохождения работником обучения, периодической проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, стажировки утверждается работодателем в рамках соответствующей процедуры СУОТ. Допускается регистрация в личном листке работника, ведение журнала регистрации или электронной формы регистрации при обязательной персонификации работника и соответствующих ответственных лиц.

3. Назначить лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ на высоте

Приказом назначить:

— лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ на высоте;

— лиц, ответственных за утверждение ППР на высоте;

— лиц, имеющих право выдавать наряд-допуск;

— лиц, ответственных за составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ;

— лиц, проводящих обслуживание и периодический осмотр СИЗ;

— лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию подвесной подъемной люльки.

4. Разработать План производства работ на высоте или Технологические карты на производство работ. Разработать План мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ

5. Оформлять наряды-допуски при работе на высоте

Лицо, имеющих право выдавать наряд-допуск:

а) заполняет наряд-допуск в двух экземплярах;

б) ведет учет работ по нарядам-допускам в журнале учета работ по наряду-допуску;

в) продлевает наряд-допуск (в случае необходимости);

г) изменяет состав бригады (в случае необходимости).

период действия:

разрешается выдавать на срок не более 15 календарных дней со дня начала работы (может быть продлен 1 раз на срок не более 15 календарных дней со дня его продления).

Ответственный руководитель работ:

перед началом работ проводит целевой инструктаж (действует на весь период, а при продлении наряда-допуска, необходимо провести повторно целевой инструктаж) и информацию о нем заносят в наряд-допуск;

оформляет в наряде-допуске полное окончание работ и не позднее следующего дня сдает наряд-допуск работнику, выдавшему его.

срок хранения:

хранятся наряды-допуски 30 суток, потом их можно уничтожить (если произошел какой-либо инцидент во время выполнения работ, то нужно хранить его вместе с материалами расследования 45 лет).

Можно проводить без оформления наряда-допуска:

— работы на высоте, для которых принятыми работодателем мерами обеспечения безопасности работника обеспечен допустимый минимальный риск его падения (в том числе применение защитных ограждений высотой 1,1 м и более; применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применением подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов);

— периодически повторяющиеся работы на высоте, из перечня работ повышенной опасности, и которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, в соответствии с действующей у работодателя СУОТ;

— в исключительных случаях (предупреждение аварии, устранение угрозы жизни работников, ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий) работы на высоте, включенные в Перечень работ повышенной опасности (если указанные работы выполняются более суток, оформление наряда-допуска должно быть произведено в обязательном порядке).

6. Организовать выдачу СИЗ

Работодатель должен организовать:

а) правильный выбор и использование средств защиты;

б) соблюдение указаний маркировки средств защиты;

в) обслуживание и периодические проверки средств защиты, указанных в эксплуатационной документации (инструкции) изготовителя.

Разработать Инструкцию по использованию СИЗ.