Анализируя изменения в законодательстве, постоянно актуализируя информацию- ГАРАНТ всегда остается главным источником практической информации, необходимой для безошибочной работы наших уважаемых клиентов. 2023 год принес много изменений в области обеспечения охраны труда. Поэтому мы подключили подробные пошаговые инструкции по оформлению документации по охране труда, выполнению действий при несчастном случае, проведению медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, регулированию труда водителей, контролю производства работ на высоте. (подготовлено Ю.Ю. Жижериной. — Специально для Системы ГАРАНТ, 2023 г.)
- Алгоритм по регулированию труда водителей
- Алгоритм действий при несчастном случае
- Алгоритм контроля производства работ на высоте, лестницах, стеллажах
- Алгоритм проведения медицинских осмотров
- Алгоритм проведения психиатрических освидетельствований
- Алгоритм оформления документации по охране труда
Алгоритм по регулированию труда водителей
- Прием на работу
- Медосмотры и психиатрические освидетельствования
- Инструктажи по охране труда
- Другие инструктажи
- Обучение требованиям охраны труда, правилам оказания первой помощи, использования СИЗ
- Психиатрическое освидетельствование
- Путевые листы
- Ответственные за БДД и выпуск на линию
Прием на работу:
— документы по ст. 65 ТК РФ
— водительское удостоверение (ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ)
— документы об образовании, подтверждение наличие стажа работы (соответствие кандидата профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки людей или грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом как в качестве вида деятельности, так и для собственных нужд (утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282, ст. 328 ТК РФ, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ))
— документы о соответствии квалификации водителей определенных транспортных средств квалификации по Профстандарту, ЕКС/ЕТКС (ч. 2 ст. 57 ТК РФ; Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N 833н; Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102)
— если работа по совместительству — справка с основного места работы о том, что он не работает на должности, указанной в Перечне (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349)
Ознакомление с ЛНА, в т.ч. с инструкциями по охране труда, которые утверждаются с учетом мнения профсоюза на основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств (п. 4 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н).
Испытание перед допуском к самостоятельной работе под руководством водителя-наставника (ст. 328 ТК РФ; п. 7-13 Порядка, утв. Приказом Минтранса от 29.07.2020 N 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора…»).
Стажировка на рабочем месте перед допуском к самостоятельной работе (п. 26 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464).
Особенности рабочего времени (Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424):
— нормальная продолжительность рабочего времени водителей — не более 40 часов в неделю
— можно ненормированный рабочий день водителям легковых автомобилей (кроме такси), водителям, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, количество и продолжительность смен определить исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха предоставлять на общих основаниях
— суммированный учет, учетный период 1 месяц (может быть увеличена до 3 месяцев по согласованию с профсоюзом, при отсутствии — с иным представительным органом работников)
— при суммированном учете продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов, возможно увеличение до 12 часов не более 2 раз в течение календарной недели, чтобы завершить перевозку и (или) проследовать к месту стоянки, а также при обслуживании руководителей организаций
— разделение рабочего дня на части — перерыв между частями не позже, чем через 5 часов после начала работы; суммарное время перерывов между частями не может превышать для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа; для остальных водителей — 5 часов; с согласия работника; условия разделения отразить в локальном нормативном акте
— рабочее время состоит из следующих периодов: время управления автомобилем, время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в течение ежедневного периода, время работы, не связанной с управлением автомобилем (подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра; время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей автомобиля; время выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; время в других случаях, предусмотренных законодательством
— при установленной графиком продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов могут предоставляться два перерыва
— для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут
— продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха — не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
— при суммированном учете продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода
— еженедельный отдых — не менее 45 часов, выходные дни должны предоставляться либо после ежедневного отдыха, либо до него
— допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более 1 раза в течение любых 2 последовательных календарных недель, разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована в течение 3 подряд календарных недель после окончания недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, должен быть присоединен к ежедневному отдыху продолжительностью не менее 9 часов или очередному еженедельному отдыху
— специальные перерывы не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва. Время управления можно превысить не более чем на час для проезда к стоянке для отдыха или к конечному месту назначения; специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут
— продолжительность сверхурочной работы не может превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год
— учет рабочего времени на основании табеля учета рабочего времени и путевых листов (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ).
Данные требования не распространяются на водителей (есть отдельные НПА):
— осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов госвласти и органов местного самоуправления
— пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
— автомобилей задействованных в ликвидации последствий или предупреждении ЧС
— водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность
— водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т (см., например, разд. 26 Правил дорожного движения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090)
С 01.09.2022 до 01.09.2027 уточнен режим рабочего времени водителей автомобилей (Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424 в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5):
— уточнено, что Особенности не распространяются на водителей автомобилей органов федеральной фельдъегерской связи
— прописаны особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха для водителей, являющихся ИП и самостоятельно управляющих автомобилем:
— продолжительность рабочего времени водителя автомобиля — ИП не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц
— разделение рабочего дня (смены) водителя автомобиля — ИП допускается по решению такого водителя
— время перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) определяется водителем автомобиля — ИП в пределах значений, установленных п. 17 Особенностей
— уточнено понятие ежедневного периода управления автомобилем
— для водителей, работающих вахтовым методом на Крайнем Севере или в приравненных местностях и не заезжающих в населенные пункты, разрешено сокращать еженедельный отдых (45 часов) до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода
Данные требования не распространяются на водителей (есть отдельные НПА):
— осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов госвласти и органов местного самоуправления
— пожарных и аварийно-спасательных автомобилей
— автомобилей задействованных в ликвидации последствий или предупреждении ЧС
— водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность
— водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т (см., например, разд. 26 Правил дорожного движения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090)
Нормы времени управления транспортным средством и отдыха (разд. 26 Правил дорожного движения РФ для водителей, управляющих грузовыми автомобилями с максимальной массой свыше 3,5 тонн и автобусами (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090):
— не более 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов, допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели
— не более 56 часов за неделю, не более 90 часов за 2 недели
— обязаны делать перерывы для отдыха минимум 45 минут не реже чем через каждые 4 часа 30 минут
— указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут
— отдых от управления транспортным средством должен быть непрерывным
— не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых), допускается сокращение до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;
— не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых), допускается сокращение времени до 24 часов, но не более 1 раза в течение 2 подряд календарных недель (разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством)
При достижении предельного времени управления транспортным средством и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха, но не более чем (п. 26.4 ПДД):
— на 1 час — если перерывы для отдыха были минимум 45 минут не реже чем через каждые 4 часа 30 минут (п. 26.1 ПДД)
— на 2 часа — если время отдыха не превысило максимальное время управления по абз. 2 п. 26.2 ПДД
Медосмотры и психиатрические освидетельствования
Предварительный медосмотр перед трудоустройством (ст. 328 ТК РФ, п. 18 Перечня производственных факторов и работ, при которых проводятся медосмотры работников, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н).
Периодические медосмотры — 1 раз в два года, если моложе 21 года — ежегодно (ст. 220 ТК РФ, п. 18 Порядка проведения медосмотров работников, п. 18 Приложения к данному Порядку, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н).
Предрейсовые медосмотры — ежедневно перед выездом на маршрут (п. 4 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).
Послерейсовые медосмотры — если перевозка пассажиров (в т.ч., например, при перевозке руководителя организации) или опасных грузов (абз. 4 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 2 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).
Психиатрическое освидетельствование — если работник направлен врачом-психиатром и (или) наркологом по результатам обязательного периодического медицинского осмотра (п. 4 Приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 342н).
Медицинская книжка (водители организаций с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и др.) (п. 2, 5 ст. 34 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ, Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402).
Инструктажи по охране труда
Вводный и первичный инструктажи на рабочем месте — перед допуском к работе (п. 10, п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464). Если водитель перевозит пассажиров или грузы автобусами или грузовыми автомобилями — с учетом требований п. 7.1 п. 7 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145.
Повторный инструктаж на рабочем месте — не реже 1 раза в 6 месяцев (п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464). Для снижения рисков проводить такой инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца (пп. 1 п. 9 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н), так как транспортное средство — источник повышенной опасности (например, ст. 1079 ГК РФ). Если вводятся повышенные требования по результатам оценки рисков, нужно прописать их в ЛНА и инструкции по охране труда для водителей, довести до работников под подпись.
Внеплановый инструктаж при изменении законодательства, затрагивающих непосредственно трудовые функции работника; изменениях в эксплуатации оборудования, технологических процессах, использовании сырья и материалов, влияющих на безопасность труда; изменениях должностных (функциональных) обязанностей работников; выявлении дополнительных к имеющимся на рабочем месте производственных факторов и источников опасности в рамках проведения СОУТ и ОПР соответственно, представляющих угрозу жизни и здоровью работников; при требовании надзорных органов, при перерывах в работе более 60 календарных дней, после произошедших аварий и несчастных случаев на производстве; по решению работодателя (п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464).
Целевой инструктаж (в т.ч. при выезде в рейс более 1 суток, при работах повышенной опасности (п. 19 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464, п. 61, пп. 2 п. 205 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н).
Если водитель перевозит пассажиров или грузы автобусами или грузовыми автомобилями, либо организация является переводчиком, дополнительно инструктажи:
— по безопасности перевозок (п. 7 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145)
— предрейсовый перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) (п. 7.2 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145)
— сезонный — два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) (п. 7.3 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145)
— специальный — при необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) (п. 7.4 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145)
Другие инструктажи
Инструктажи по ГО и ЧС, электробезопасности, противопожарный инструктаж (Приказ МЧС России от 18.11.2021 N 806, пп. «г» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, пп. «а» п. 4 Положения о подготовке граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485, Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 903н).
Стажировка на рабочем месте — если решению работодателя должность водителя включена в перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте (обязательному включению в указанный перечень подлежат наименования профессий и должностей работников, выполняющих работы повышенной опасности) (п. 26 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
Испытание перед допуском к самостоятельной работе под руководством водителя-наставника (п. 7-13 Порядка прохождения профотбора и профобучения, утв. Приказом Минтранса России от 29.07.2020 N 264).
Обучение требованиям охраны труда, правилам оказания первой помощи, использования СИЗ
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим (Раздел IV Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464):
— Работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством (п. 33 «г» Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
— Не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу (п. 36 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
— Плановое обучение проводится не реже одного раза в 3 года (п. 36 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464).
Обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (Раздел V Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464):
— Если СИЗ, которые используют водителя включены в перечень СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков, утвержденный работодателем (п. 38 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
— Не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу (п. 41 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
— Плановое обучение проводится не реже одного раза в 3 года (п. 41 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
Обучение требованиям охраны труда (Раздел VI Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464):
— Не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу (п. 62 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
— Работники рабочих профессий (п. 53 «д» Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464) по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов (п. 46 «б» Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
— Плановое обучение проводится не реже одного раза в 3 года (п. 59 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
— Работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, и лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности (п. 55 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464) по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда (п. 46 «в» Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
— Требования к периодичности планового обучения устанавливаются соответствующими НПА, или в случае отсутствия указанных требований — не реже одного раза в год (п. 60 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
— Внеплановое обучение — при изменении законодательства, при ввод в эксплуатацию нового вида оборудования/инструментов и приспособлений/технологических процессов/сырья и материалов, требующих дополнительных знаний по охране труда, по требованию надзорных органов, при изменениях в эксплуатации оборудования, технологических процессов, использовании сырья и материалов, должностных (функциональных) обязанностей работников, влияющих на безопасность труда п. 50 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 года N 2464)
Психиатрическое освидетельствование
Деятельность, связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств по профессиям и должностям согласно перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (Приложение 2 к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 20 мая 2022 года N 342н).
Повторное прохождение освидетельствования работником не требуется в случае, если работник поступает на работу по виду деятельности, по которому ранее проходил освидетельствование (не позднее двух лет) и по состоянию психического здоровья был пригоден к выполнению указанного вида деятельности (п. 5 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 мая 2022 года N 342н).
Путевые листы
С отметкой о медосмотре — на каждую поездку (если поездка несколько дней — один предрейсовый медосмотр перед выездом) (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, Приказ Минтранса от 28 сентября 2022 года N 390, Письмо Минтранса России от 08.04.2019 N ДЗ-531-ПГ). Также путевой лист является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на заработную плату водителей и ГСМ (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ).
Ответственные за БДД и выпуск на линию
Если производится перемещение автомобилями лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и/или грузовыми автомобилями (в т.ч. для собственных нужд).
В небольших организациях достаточно 1 человека, аттестованного в учебном центре (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 283, п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26).
Если водитель перевозит пассажиров или грузы автобусами или грузовыми автомобилями, или организация-перевозчик — отметка о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (п. 3 Порядка, утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2021 N 9)
Если организация и ИП, не является перевозчиком и эксплуатирует только легковые автомобили. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ юридические лица, ИП, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Данный вывод подкрепляется и конструкцией п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, которая показывает, что устанавливаемые ею для коммерческих перевозчиков и лиц, эксплуатирующих автобусы и грузовые автомобили, обязанности являются дополнительными по отношению к обязанностям любых других юридических лиц и ИП, предусмотренным п. 1 этой же статьи. Таким образом, ответственный по БДД в организации должен быть, даже если она эксплуатирует только легковые автомобили для собственных нужд. Ответственность за выполнение требований по обеспечению БДД несет в первую очередь руководитель организации. Если руководитель не компетентен в этих вопросах (не имеет технического образования), то эти полномочия он делегирует своему подчиненному (специалисту), назначая его Приказом по организации ответственным за БДД, который в свою очередь организует эту работу.
При этом, на наш взгляд, если юридические лица и ИП эксплуатируют только легковые автомобили и только для собственных нужд, то Профессиональные и квалификационные требования (Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 282), предъявляемые к специалисту ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД) не относятся к таким организациям, то есть, они не должны аттестовать ответственного за БДД, проводить ежегодное обучение водителей, обучать контролера и диспетчера, выполнять другие требования, которые перечислены в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ. Однако в силу того, что юридические лица, ИП, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, рекомендуем обеспечить наличие квалификации для ответственного по БДД (обучить в обучающем центре).
Законодательство не требует вводить самостоятельную должность, обязанности по обеспечению БДД можно возложить на любого работника в порядке совмещения или совместительства. Обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения и одновременно по контролю состояния транспортного средства может выполнять один работник, если он соответствует квалификационным требованиям по обеим специальностям.
Спецодежда — сертификат или декларация соответствия. Покупка, учет, выдача, контроль, хранение, стирка, сушка, ремонт и замена, продление сроков носки не более сроков хранения, утверждение норм СИЗ для работников, информирование работников о полагающихся им СИЗ (Правила обеспечения СИЗ, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, Письмо Минтруда России от 02.11.2016 N 15-2/ООГ-3886).
Смывающие средства — сертификат или декларация соответствия. Покупка, учет, выдача, хранение, утверждение норм СиОС для работников. Оформление личной карточки выдачи СиОС, если выдаются СиОС по нормам, превышающим нормы для работ, связанных с легкосмываемыми загрязнениями (Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н).
Застраховать автомобиль и осуществлять техобслуживание (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
Организовать предсменный контроль технического состояния транспортных средств аттестованным работником, если перевозятся пассажиры и/или грузы автобусами и/или грузовыми автомобилями, даже если деятельность осуществляется для собственных нужд (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, п. 2 Приказа Минтранса России от 15.01.2021 N 9, п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26).
Для определения типа транспортного средства, например «Газель», необходимо руководствоваться данными, указанными в ПТС в строке «Наименование (Тип ТС)». Данные, указанные в строке «Категория ТС («A», «B», «C», «D», прицеп)» паспорта транспортного средства (ПТС), при этом учитывать не нужно.
Исключать попытки привлечения «нетранспортных» организаций к ответственности за непроведение предрейсовых техосмотров (например, по результатам плановых проверок ГИБДД на предмет исполнения нормативных актов в сфере безопасности дорожного движения) не стоит. Исходя из буквального толкования п. 2 Приказа Минтранса России от 15.01.2021 N 9 следует, что и в случае осуществления перевозок сотрудников для собственных нужд легковыми автомобилями организации необходимо обеспечить проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. Кроме того, организация обязана не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Для этого, по нашему мнению, требуется проведение техосмотра на наличие неисправностей.
В связи с тем, что требования федерального закона имеют большую юридическую силу по сравнению с подзаконными НПА, полагаем, что в случае попыток привлечения к административной ответственности в связи с непроведением предсменного контроля технического состояния транспортных средств судебные перспективы для организации благоприятны, если она использует только легковой транспорт для собственных нужд. Однако если ставится задача не допустить самой возможности предъявления подобных претензий со стороны контролирующих органов, рекомендуем принять меры для организации проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
Таким образом, рекомендуем назначить ответственного за предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Таким лицом может быть ответственный за БДД либо сам водитель, т.к. в силу п. 2.3.1. ПДД, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. При этом рекомендуем руководствоваться Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090). В этом случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, и п. 7, 8 Порядка, утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2021 N 9 в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.
Выполнять требования п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, в том числе:
— не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений (кроме участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций)
— анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения
— обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров
— не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
— организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения
— осуществлять страхование по ОСАГО
— осуществлять техобслуживание
Укомплектовать автомобиль:
— тахографами, если автомобиль входит в перечень, утв. Приказом Минтранса от 28 октября 2020 г. N 440 (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ)
— аптечкой (Приказ Минздрава России от 08.10.2020 N 1080н)
— средствами пожаротушения и при необходимости выполнить другие требования к комплектности транспортных средств (п. 4.11 «ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки», утв. Приказом Росстандарта от 18.07.2017 N 708-ст)
Если водитель перевозит пассажиров или грузы автобусами или грузовыми автомобилями, либо организация является перевозчиком, дополнительно выполнять требования п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, Правил, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145, в том числе:
— обеспечивать стоянку транспортных средств в границах городских поселений, муниципальных округов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям
— соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
— создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта
— обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям (Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 282)
— организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств
— соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств
— соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами