Контакты:

Чт. Апр 25th, 2024

Смотрите в этом материале:

Запрет на включение лица/ объекта в план-2023

В связи с непростой политико-экономической ситуацией в 2022 году Правительству РФ были переданы полномочия по установлению особенностей проведения контрольно-надзорной деятельности в РФ, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий (см. п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ).

Правительство РФ воспользовалось этим полномочием трижды:

— постановлением от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Постановление N 336) с 10 марта по 31 декабря 2022 года был введен очень жесткий мораторий на плановые и внеплановые проверки и КНМ;

— постановлением от 29.12.2022 N 2516 жесткий мораторий на внеплановые проверки был продлен до конца 2023 года;

— октябрьскими поправками в Постановление N 336 был, фактически, введен мораторий на плановые проверки и плановые КНМ на 2023 год — поправки запрещают включать в План проверок-2023 значительную часть контролируемых лиц:

объекты контроля, отнесенные к категориям:- высокого риска,- чрезвычайно высокого риска (п. 11.3 Постановления N 336),ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ государственных и муниципальных детсадов и школ, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (см. п. 11.4 Постановления N 336)
— опасные производственные объекты II класса опасности,- гидротехнические сооружениям II класса (п. 11.3 Постановления N 336)
— любые объекты и лица, проверки которых регулирует Закона N 294-ФЗ, если в их отношении не применяется риск-ориентированный подход (абзац второй п. 11.3 Постановления N 336)
   МОЖНО включать в Планы-2023 проведения плановых проверок, плановых КНМ
объекты контроля, отнесенные к категориям:- низкого риска,- умеренного риска,- среднего риска,- значительного риска (п. 11.3 Постановления N 336)ЗАПРЕЩАЕТСЯ включать в Планы-2023 проведения плановых проверок, плановых КНМ

Запрет на внеплановые проверки в 2023 году

Постановление N 336 ввело запрет на многие — ранее потенциально возможные — внеплановые проверки в 2023 году.

Разрешено исключительно проведение следующих внеплановых проверок и КНМ, которые проводятся с взаимодействием с контролируемым лицом (внеплановые КНМ и проверки без взаимодействия можно проводить без ограничений — см. п. 10 Постановления N 336):

основаниевид надзорапредварительное согласование с прокурором
непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан,при этом:- для определения тяжести вреда можно руководствоваться приказом Минздрава России от 24.04.2008 N 194н,- понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования неминуемо влечет наступление негативных последствий, и налицо прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам (к примеру, жителям конкретной территоррии, приобретателям конкретного товара) вреда определенной категории, к примеру, распространение конкретного заболевания, разрушение конкретного оборудования и так далее (п. 2 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436)любойобязательно (абз. 2 пп. «а» п. 3 Постановления N 336, см. также письмо Минэкономразвития России от 28.03.2022 N ОГ-Д24-2255)
непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства,при этом понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования неминуемо влечет наступление негативных последствий, и налицо прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и причинением ущерба обороне и безопасности (п. 2 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436)любойобязательно (абз. 3 пп. «а» п. 3 Постановления N 336)
непосредственная угроза возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера,при этом понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования неминуемо влечет наступление негативных последствий, и налицо прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и возникновением ЧС (п. 2 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436)любойобязательно (абз. 4 пп. «а» п. 3 Постановления N 336)
— причиненный вред жизни и тяжкий вред здоровью граждан (для определения тяжести вреда можно руководствоваться приказом Минздрава России от 24.04.2008 N 194н, см. п. 2 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436);- причиненный вред обороне страны и безопасности государства;- возникшее ЧСлюбойобязательно (абзацы 2 -4 пп. «а» п. 3 Постановления N 336), но на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на ОПО I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса проверку можно проводить тотчас же с уведомлением прокуратуры (п. 4 Постановления N 336)
выявление индикаторов рискалюбой соответствующийобязательно (абз. 5 пп. «а» п. 3 Постановления N 336)
Внимание: только внеплановые ВЫЕЗДНЫЕ проверки и инспекционные визиты!проверка исполнения предписания об устранении нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС, если невозможна оценка исполнения предписания на основании документов и иной информации в распоряжении надзорного органалюбойобязательно (абз. 6 пп. «а» п. 3 Постановления N 336, абз. 3 п. 5 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436)
поступление жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав,причем защита (восстановление) прав гражданина предполагает наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения (фактом нарушения) обязательных требований и правами и законными интересами конкретного заявителя. Если жалоба гражданина (граждан) содержит сведения о нарушении обязательных требований, которые не повлекли причинение вреда (ущерба) или иным образом не нарушили права заявителя (заявителей), то проведение внепланового КНМ в указанном случае запрещено (п. 3 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436)региональный жилнадзор, лицензионный контроль за УК в МКДсанкция прокурора не требуется (абз. 9 пп. «б» п. 3 Постановления N 336 в ред. постановления Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431)
решение руководителя, замруководителя ФНС (кроме внезапной контрольной закупки, в которую трансформируется выездное обследование)федеральный госконтроль за применением ККТ и полнотой учета выручкиобязательно (абз. 8 пп. «а» п. 3 Постановления N 336)
решение руководителя (замруководителя) Роструда или территориальных органов в случае поступления от работников массовых обращений (более 10% среднесписочной численности или более 10 человек) о невыплате зарплаты свыше одного месяца
(с 19 ноября)
федеральный госконтроль за соблюдением трудового законодательстваобязательно (абз. 9 пп. «а» п. 3 Постановления N 336 в ред. постановления Правительства РФ от 10.10.2022 N 2036)
поручение Президента РФ (любое), поручение Председателя Правительства РФ/ вице-премьеров (только принятое после 10.03.2022)любойне нужно (абз. 2-4 пп. «б» п. 3 Постановления N 336)
требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениямлюбойне нужно (абз. 5 пп. «б» п. 3 Постановления N 336)
наступление события, указанного в программе проверок— государственный строительный надзор,- федеральный экологический,- федеральный за объектами культурного наследия,- федеральный в сфере обращения лекарственных средствне нужно (абз. 6 пп. «б» п. 3 Постановления N 336)
представление контролируемым лицом документов, сведений об исполнении предписания/ иного решения в целях получения, возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер, поступление заявления от организации, ИП о предоставлении правового статуса в соответствии с п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗлюбой соответствующийне нужно (абз. 7абз. 8 пп. «б» п. 3 Постановления N 336)
Внимание: только внеплановые ДОКУМЕНТАРНЫЕ проверки! поступление в Росалкогольрегулирование от дознавателя, следователя, органа ОРД, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении ОРМ изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования для их производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу (с 11.09.2022)федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукциине нужно (абз. 10 пп. «б» п. 3 Постановления N 336)
основания, установленные подпунктами 235 и 6 п. 4 2 ст. 32 Федерального закона об НКОнадзор за НКОне нужно, но требуется предварительное извещение (пп. «в» п. 3 Постановления N 336)
основания, установленные абзацем третьим п. 5 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»надзор в сфере свободы совести и вероисповеданияне нужно, но требуется предварительное извещение (пп. «в» п. 3 Постановления N 336)

Проведение в 2023 году проверок и КНМ без взаимодействия с проверяемым/ контролируемым лицом

Мораторий не накладывает в 2023 году никаких ограничений на проведение КНМ без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия, если они проводятся хоть по Закону о госконтроле, хоть по Закону N 294-ФЗ о проверках (см., например, письмо Минэкономразвития России от 22.09.2022 N ОГ-Д24-10113). Согласовывать с прокурором такие КНМ и проверочные мероприятия не нужно (п. 10 Постановления N 336). Напомним, что в ходе таких КНМ инспекторы не могут вступать во взаимодействие с теми, кого они проверяют, в том числе требовать документы, разговаривать (даже по телефону) и т.п. (ч. 1ч. 3 ст. 56 Закона о госконтроле). Правда, после выездного обследования нельзя выдавать предписания (см. ч. 5 ст. 75 Закона о госконтроле, до 25.07.2022 по итогам выездного обследования было не запрещено привлекать к административной ответственности, однако ч. 3.1 во взаимосвязи с частями 3.33.4 ст. 28.1 КоАП РФ запрещает составление протокола об АП без проведения КНМ со взаимодействием или проверки, если правонарушение выражается в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за редкими исключениями — постоянный рейд, постоянный госконтроль и дела по ст. 9.21 КоАП РФ, ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ). А по итогам наблюдения за соблюдением обязательных требований, по общему правилу (ч. 3 ст. 74 Закона о госконтроле), надзорный орган не может ни выдать предписание (кроме случаев, когда отраслевой закон это прямо разрешает, см. п. 3 ч. 3 ст. 74 Закона о госконтроле), ни наказать.

Однако в качестве некоторого «мораторного послабления» инспекторам разрешено взаимодействовать с проверяемыми лицами при проведении выездного обследования в рамках федеральных государственных:

— охотничьего контроля (надзора),

— контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий,

— контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания,

— контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов допускается нахождение и перемещение инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований физическими лицами. В этом же случае допускается взаимодействие с физическими лицами с составлением акта КНМ и протоколов об административных правонарушениях (п. 10.1 Постановления N 336).

Исполнение предписаний в 2023 году

Предписание об устранении нарушений, выявленных во время проверки (КНМ) в 2023 году, можно выдать только в том исключительном случае, если в ходе этого КНМ, этой проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу:

— причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью,

— возникновения ЧС природного и техногенного характера,

— ущерба обороне страны и безопасности государства (п. 7.1 Постановления N 336, см. также письма Минэкономразвития России от 12.01.2023 N ОГ-Д24-144от 22.03.2022 N ОГ-Д24-1889).

Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается (п. 7.2 Постановления N 336), в том числе в случаях, когда на основании п. 3 ч. 3 ст. 74 Закона о госконтроле федеральный отраслевой закон разрешает выдавать предписания по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (абз. 3 п. 4 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).

Если в ходе проведения КНМ выявлены нарушения, не влекущие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, то такие нарушения фиксируются в акте соответствующего мероприятия, но предписание не выдается. При этом в отношении контролируемого лица может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (абз. 4 п. 5 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).

Мероприятия в отношении государственных и муниципальных садиков и школ

Пунктом 11.4 Постановления N 336 запрещено планировать (и, следовательно, проводить) плановые КНМ в отношении государственных и муниципальных детсадов и школ, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Однако в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит (далее также — профвизит), отказаться от которого садик или школа не могут (этим он отличается от обычного профилактического визита, см. ч. 6 ст. 52 Закона о госконтроле).

При этом решение о проведении профвизита включается не в план КНМ-2023, а в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год (абзац 6 п. 11.4 Постановления N 336). Следовательно, искать «свой» профилактический визит нужно не в ЕРКНМ, а в Программе профилактики соответствующего надзорного органа.

Кроме того, в рамках такого профвизита инспекторам разрешается проводить целый ряд контрольных надзорных действий:

— осмотр,

— отбор проб (образцов),

— истребование документов,

— испытания,

— инструментальное обследование,

— экспертизу (абзац 2 п. 11.4 Постановления N 336).

Таким образом, профилактические визиты в школы и садики в 2023 году будут максимально приближены к такому КНМ, как выборочный контроль (ст. 69 Закона о госконтроле; отличие лишь в том, что во время выборочного контроля инспектор вправе получать письменные объяснения, а Постановление N 336 не разрешает проводить такое контрольное (надзорное) действие).

Согласно абзацу первому п. 11.4 Постановления N 336 указанный профилактический визит должен быть проведен за 1 день, однако:

— визит можно продлевать на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 3 рабочих дней (абзац 3 п. 11.4 Постановления N 336),

— срок визита можно приостанавливать в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления этих экспертиз или испытаний (абзац 4 п. 11.4 Постановления N 336). Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний. Для приостановления срока необходимо, чтобы инспектор, который проводит профвизит, составил мотивированное представление в адрес своего начальника — то есть уполномоченному должностному лицу надзорного органа (абзац 4 п. 11.4 Постановления N 336).

Если по итогам такого профвизита были выявлены нарушения, то инспектор составляет предписание об устранении этих нарушений и выдает:

— предписание — садику /школе либо учредителю,

— либо копию предписания — учредителю, если оригинал предписания выдан школе/ детскому саду (абзац 5 п. 11.4 Постановления N 336).

Профилактические визиты у тех, кто включен в план КНМ-2023 (кроме садиков и школ)

Хозяйствующие субъекты, кого будут планово проверять в 2023 году, получили возможность провести у себя «пробное» КНМ.

Для этого они должны обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Если такая просьба поступила не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового КНМ, контрольный (надзорный) орган должен включить запрошенный профвизит в свою программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год (абзац третий п. 11.3 Постановления N 336). Такой профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового КНМ, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования (абзац третий п. 11.3 Постановления N 336).

Такой профилактический визит является «классическим»: без предписаний, без наказания (ч. 8 ст. 52 Закона о госконтроле). Зато по его итогам инспектор даст рекомендации по соблюдению обязательных требований (ч. 2 ст. 52 Закона о госконтроле), и проверяемое лицо сможет качественно подготовиться к грядущему плановому КНМ.

Внимание

Если такой профилактический визит в организацию / к ИП состоялся в течение 3х месяцев до даты планового КНМ, то надзорный орган может (но не обязан) исключить это запланированное КНМ из ЕРКНМ (абзац третий п. 11.3 Постановления N 336).

Однако те организации и ИП, которые попали в План проведения плановых проверок (то есть проверок, которые регулируются нормами Закона N 294-ФЗ), лишены возможности провести у себя профилактический визит: во-первых, Закон N 294-ФЗ не предусматривает такой формы профилактических мероприятий, а во-вторых, абзац третий п. 11.3 Постановления N 336 упоминает только плановые КНМ, но не плановые проверки.

Возбуждение дел об административных правонарушениях

Как правило, после того, как в ходе проверки, иного КНМ инспектор обнаружил нарушения и зафиксировал их в Акте проверки, Акте КНМ, он сам или иное уполномоченное лицо надзорного органа составляет в отношении виновных в нарушении лиц протокол об административном нарушении. В основу протокола в качестве доказательства события нарушения берется именно Акт проверки или иного КНМ.

Однако — если мораторий запрещает приходить с проверкой, а нарушения имеются, — надзорные органы зачастую составляли протоколы просто по правилам КоАП, собирая доказательства нарушений в рамках КоАП РФ, не опираясь на материалы проверок. Суды не усматривали в данной практике ничего незаконного, так как «действующее законодательство не ограничивает способы непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, исключительно проведением контрольно-надзорных мероприятий» (см., например, постановления Девятнадцатого ААС от 01.02.2022 N 19АП-7527/21, Одиннадцатого ААС от 27.01.2022 N 11АП-21172/21 и другие).

Учитывая данную практику, в 2022 и 2023 году (сначала пунктом 9 Постановления N 336, а с 25.07.2022 и впредь — федеральным законом, а именно ч. 3.1 и примечанием к ст. 28.1 КоАП РФ) надзорным органам запрещено составлять протокол об административном правонарушении в том случае, если состав правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых — это предмет госконтроля (госнадзора, муниципального контроля), а перед тем, как составить протокол об административном правонарушении, надзорный орган не проводил никакого КНМ с взаимодействием по правилам Закона о госконтроле либо проверки по правилам Закона N 294-ФЗ (абзацы 36 и 7 п. 7 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436). Это распространяется в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов госвласти и ОМСУ, из СМИ (абз. 5 п. 7 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).

Возможность составлять протоколы по таким правонарушениям и без проведения проверок и КНМ с взаимодействием оставлена только для следующих ситуаций:

— после совершения КНД в рамках постоянного госконтроля (госнадзора), постоянного рейда и оформления их результатов (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ),

— дела по ст. 9.21 КоАП РФ могут быть возбуждены УФАС, ФАС РФ без проведения КНМ в случае, если в поступивших материалах, сообщениях, заявлениях содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 3.3 ст. 28.1 КоАП РФ),

— дела по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ могут быть возбуждены без проведения КНМ в случае непредставления в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (ч. 3.4 ст. 28.1 КоАП РФ),

— дела по целому ряду правонарушений, в том числе в сфере обработки персональных данных, могут быть возбуждены Роскомнадзором без проведения КНМ с взаимодействием (ч. 3.5 ст. 28.1 КоАП РФ).

Таким образом, основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении может являться невозможность оценки достаточности данных, указывающих на наличие события и (или) состава правонарушения, в связи с ограничениями, предусмотренными Постановлением N 336. Одновременно с этим потенциальному нарушителю можно объявить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (абз. 8 п. 7 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).

Кроме того, в 2022 году возбуждать дело об административном правонарушении можно и без предварительного КНМ, если:

— необходимо применить временный запрет деятельности как меру обеспечения производства по делу об АП (ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ),

— или если предмет надзора — это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 9 Постановления N 336),

— если производство по делу об административном правонарушении, в том числе возбужденному до 10.03.2022, зафиксированного через фото-видео аппаратуру (абз. 11 п. 7 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).

Таким образом, без предварительного КНМ с взаимодействием в большинстве случаев возбуждать дело по КоАП РФ нельзя. При этом допускается возбуждение дел об административных правонарушениях на основании сведений, полученных в ходе проведения КНМ с взаимодействием, вне зависимости от даты завершения таких мероприятий (абз. 12 п. 7 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).

Прокурорские, налоговые, таможенные и подобные проверки

Мораторий-2023 на плановые проверки распространяется исключительно на такие виды надзора/контроля, которые подчиняются правилам, установленным Законом о госконтроле или Законом N 294-ФЗ.

Все остальные виды надзора, — поскольку они выведены из-под регулирования Закона о госконтроле и Закона N 294-ФЗ, — никакого моратория не предполагают. Перечень таких видов надзора установлен ч. 3 ст. 1 и чч. 4 и 5 ст. 2 Закона о госконтроле, чч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ.

Мораторий для аккредитованных IT-компаний

Отдельный «расширенный» мораторий на проверки аккредитованных IT-компаний введен федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ (он внес соответствующие изменения в Закон N 294-ФЗ), а также постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 N 448 (далее — ПП-448):

— в отношении указанных лиц в 2022 — 2024 годах не допускается осуществление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Законом о госконтроле N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ, за исключением проведения профилактических мероприятий в виде консультирования, информирования, самообследования (п. 1 ПП-448). Это означает полный запрет на плановые и внеплановые проверки и КНМ, проведение которых подчиняется требованиям двух упомянутых федеральных законов;

— любые плановые проверки, проведение которых подчиняется Закону N 294-ФЗ, в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, запрещены к проведению в период по 31 декабря 2024 года (ст. 26.4 Закона N 294-ФЗ).

Таким образом, контроль за деятельностью аккредитованного IT-бизнеса в 2022-2024 годах возможен лишь со стороны:

— прокуратуры (зато по любым, без исключения, направлениям),

— правоохранительных органов (в рамках проверки сообщений о преступлениях и ОРД),

— налоговых органов и органов валютного контроля (однако согласно письмам ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@ и Минфина России от 18.03.2022 N 03-02-06/21331, проведение в отношении аккредитованных IT-организаций выездных (повторных выездных) налоговых проверок, за исключением проверок, назначенных с согласия руководителя (замруководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (замруководителя) ФНС России, приостанавливается до 03.03.2025 включительно. Назначение и проведение выездных налоговых проверок в отношении аккредитованных IT-организаций возможно только с согласия руководителя (замруководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (замруководителя) ФНС России. Для обоснования назначения выездной налоговой проверки нижестоящим налоговым органом в вышестоящий налоговый орган должен быть направлен мотивированный запрос),

— санитарного врача в рамках санитарно-эпидемиологического расследования и некоторых других.

Мораторий на проверки в отношении мобилизованных предпринимателей

Отдельный мораторий на поверки предусмотрен в связи с объявленной Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 частичной мобилизацией (постановление Правительства РФ от 20.10.2022 N 1874).

Мораторий распространяется на:

— граждан РФ (включая ИП), призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ,

— а также организаций, в которых мобилизованное лицо на дату его призыва на военную службу по мобилизации является единственным учредителем (участником) организации и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа.

В отношении таких предпринимателей и организаций приостанавливаются уже начатые выездные налоговые проверки, не могут быть назначены новые, в том числе валютные или по кассам, не могут быть заблокированы счета.

Срок моратория — весь период службы и до 28 числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания частичной мобилизации.