1 сентября 2022 года вступает в силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), дополняющий его статьей 18.1 «Реклама в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Новой статьей установлен порядок размещения рекламы в сети «Интернет» в целях обеспечения ее прослеживаемости*(1). На рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем возлагается обязанность по предоставлению либо обеспечению представления в Роскомнадзор информации о распространенной ими в Интернете рекламе.
Отметим, что речь, в данном случае, идет о рекламе, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ. На социальную рекламу требования ст. 18.1 Закона о рекламе не распространяются.
Критерии рекламодателей, обязанных предоставлять информацию, состав требуемой информации, порядок и сроки ее предоставления (обеспечения предоставления) в Роскомнадзор устанавливаются Правительством РФ.
Подавать информацию в Роскомнадзор можно как самостоятельно, так и через специально уполномоченных на то операторов рекламных данных, то есть, владельцев программ для ЭВМ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в Интернете (требования к указанным программам устанавливаются Роскомнадзором). Операторы рекламных данных отбираются специальной комиссией и включаются в соответствующий реестр.
Организационные и технические меры, необходимые для реализации Роскомнадзором полномочий по учету, хранению и обработке информации, полученной о размещенной в Интернете рекламе, реализуются радиочастотной службой.
Получив необходимую информацию, Роскомнадзор осуществляет ее сверку и хранит не менее пяти лет со дня получения.
Ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления несут операторы рекламных данных, а также рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, то есть все лица, перечисленные в п. 3 ст. 18.1 Закона о рекламе.
В случае необходимости заинтересованные лица, в число которых входят рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламных данных, социальной рекламы вправе обратиться в Роскомнадзор и получить доступ к непосредственно касающейся их информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе. Состав и порядок предоставления такой информации определяются надзорным органом.
В свою очередь, Роскомнадзор предоставляет доступ к имеющейся у него информации, например, антимонопольному органу, ФНС России и иным органам и лицам, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
1. Критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем к лицам, обязанным предоставлять информацию об интернет-рекламе в Роскомнадзор (утв. постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 N 948)
Обязанность по предоставлению информации о рекламе возлагается на юридических, физических лиц, ИП, являющихся:
а) рекламодателями, за исключением обладателей исключительных прав на объекты рекламирования и (или) изготовителей (продавцов) товаров, информацию об интернет-рекламе которых в РКН обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках договора с рекламодателем;
б) рекламораспространителями, оператором рекламных систем, осуществляющим или организующим распространение в сети «Интернет» рекламы любых рекламодателей;
в) рекламораспространителями — владельцем соцсетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организатором сервисов обмена мгновенными сообщениями, оператором поисковых систем.
2. Состав информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором (утв. распоряжением Правительства РФ от 13.052022 N 1362-р)
В состав указанной информации включаются основные сведения о лицах, на которых возложена обязанность по ее предоставлению (рекламодателе, рекламораспространителе, операторе рекламной системы), а также сведения о рекламе, в том числе непосредственно реклама, за исключением информации о рекламе собственных товаров, направляемой по электронной почте или электронных сообщений группам пользователей в сети «Интернет». Сведения о рекламе, распространяемой в сети «Интернет» с составе телепрограмм, телепередач, радиопрограмм и радиопередач, также входят в число исключений.
Помимо общих сведений (наименование, фамилия, имя, отчество, ИНН, телефон, адрес и т. п.), в состав информации включаются также сведения о договорах, заключенных в целях распространения рекламы.
3. Условия отбора оператора рекламных данных (утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 966), ведение реестра операторов рекламных данных (утв. приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 N 62)
Операторы рекламных данных, то есть владельцы программ для ЭВМ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в сети «Интернет», отбираются специально созданной для этого комиссией, действующей на основании Положения. Результаты отбора размещаются Роскомнадзором на его официальном сайте в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола заседания комиссии, то есть являются общедоступными.
Для участия в отборе операторы рекламных данных подают в Роскомнадзор заявку, содержащую требуемую информацию, с приложением необходимых документов. Комиссия проводит оценку соответствия участника отбора установленным требованиям и принимает решение об отборе или об отказе в признании участника отбора оператором рекламных данных.
Сведения об операторах рекламных данных содержатся в реестре операторов, ведение которого входит в обязанности Роскомнадзора. Сведения включают в себя, в частности, информацию о наименовании или имени (в случае, если оператором рекламных данных является физическое лицо либо индивидуальный предприниматель) оператора рекламных данных, об используемой им программе, дате регистрации программного обеспечения в Роспатенте.
4. Правила взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных, рекламодателями, рекламораспространителями и операторами рекламных систем (утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 974)
Правила устанавливают несколько способов взаимодействия:
1) самостоятельная передача оператором рекламных данных требуемой информации;
2) передача такой информации непосредственно рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем;
3) предоставление оператором рекламных данных и иными лицами сведений по запросу Роскомнадзора, в том числе для проведения сверки предоставленной ранее информации;
4) уведомление Роскомнадзора оператором рекламных данных о выявленных случаях предоставления ему недостоверной информации;
5) уведомление Роскомнадзором операторов рекламных данных и иных лиц о выявленных в результате проведенной сверки несоответствиях.
Взаимодействие осуществляется с использованием информационной системы радиочастотной службы, интегрированной в единую систему межведомственного электронного взаимодействия путем предоставления доступа к личному кабинету. При этом оператор рекламных данных и радиочастотная служба должны подписать протокол о взаимодействии установленный для этого срок (не позднее 15 рабочих дней с даты внесения реестровой записи об операторе рекламных данных в реестр операторов рекламных данных).
Полученные оператором рекламных данных сведения о распространенной в Интернете рекламе предоставляются им через программу для ЭВМ в Роскомнадзор в месячный срок, следующий за месяцем распространения рекламы. Никаким иным органам и лицам оператор рекламных данных предоставлять информацию не вправе.
Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, если они взаимодействуют с Роскомнадзором, минуя оператора рекламных данных, обязаны предоставить в Роскомнадзор указанные сведения в тот же срок посредством личного кабинета.
Запросы и уведомления, формируемые Роскомнадзором, доводятся до сведения заинтересованных лиц также посредством личного кабинета. При этом срок ответа на запросы, касающиеся необходимости предоставить сведения о недостоверной информации либо в целях сверки информации, составляет 5 дней с даты размещения этого запроса в личном кабинете.
5. Состав и порядок предоставления информации о рекламе, имеющейся у Роскомнадзора, доступ к которой вправе получить рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы (утв. приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 N 63)
Рекламодатель, рекламораспространитель, операторы рекламной системы и рекламных данных вправе получить доступ к информации не о любой рекламе, а лишь о той, которая непосредственно касается их прав и обязанностей. Соответственно, объем и вид предоставляемой информации будет отличаться в зависимости от того, кто из перечисленных субъектов обратится за получением такой информации.
В свою очередь, информация, которую вправе получить оператор социальной рекламы, не связана непосредственно с его правами и обязанностями. Так, оператор социальной рекламы вправе получать сведения о данных распространителей рекламы в сети «Интернет», об основном типе их рекламной кампании, об использованных средствах и форме распространения рекламы, об объемах и распределении показов рекламы.
Роскомнадзор предоставляет доступ к запрашиваемым сведениям автоматически в течение суток с даты размещения запроса на своем официальном сайте посредством информационного сервиса. Доступ к сервису имеют заинтересованные лица с подтвержденной на портале Госуслуг учетной записью. Запрашиваемая информация предоставляется безвозмездно. При этом рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламной системы могут разместить на информационном сервисе уведомление о том, что требующуюся информацию будут получать, обращаясь непосредственно к выбранному им оператору рекламных данных. Подать такое уведомление можно на какой-то определенный срок либо бессрочно.
6. Правила предоставления Роскомнадзором доступа к информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе антимонопольному органу, ФНС России (утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 969)
Информация о распространенной рекламе предоставляется в ФАС России, ФНС России (далее — органы) в соответствии с их компетенцией двумя способами:
1) в ответ на электронный запрос, поступивший из того или иного органа (доступ к требуемой информации предоставляется не позднее суток, следующих за сутками, в которых зарегистрирован запрос);
2) путем направления Роскомнадзором информации о рекламе, отобранной им в автоматическом режиме на основании параметров, заданных в соглашении об информационном взаимодействии.
Взаимодействие органов с Роскомнадзором происходит через автоматизированные рабочие места в специальной информационной системе. Логин и пароль для входа в нее приходят по почте в ответ на запрос руководителя органа о предоставлении доступа к информационной системе, направленный по почте или в электронном виде (с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи).
Поданный запрос рассматривается в течение 10 рабочих дней с даты его регистрации Роскомнадзором. Результатом рассмотрения становится предоставление доступа к информационной системе. Если же поданный запрос содержит не всю требуемую информацию, в адрес заявителя направляется мотивированный отказ, который не препятствует повторному обращению с аналогичным запросом.
Сведения об обращении за требуемой информацией хранятся в информационной системе 3 года с даты начала осуществления доступа к информации о рекламе.
______________________________
*(1) Прослеживаемость рекламы в сети «Интернет» обеспечивается путем присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы — уникального цифрового обозначения. Без идентификатора распространение рекламы не допускается. Требования к идентификатору, его содержанию, порядок и сроки его присвоения, размещения и хранения также устанавливаются Роскомнадзором.
Мария Рижская,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Теги: Реклама, оператор рекламы, рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламные данные