Контакты:

Чт. Ноя 21st, 2024

В теплое время года все больше горожан предпочитают личному и общественному транспорту электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другие мобильные средства передвижения. В мегаполисах с развитой транспортной инфраструктурой они уже могут составить конкуренцию автомобилям и автобусам. Своей мобильностью, экологичностью, экономичностью, простотой управления такой транспорт привлекает спешащих по делам жителей.

Но за кажущимся удобством скрывается и большая опасность – современные модели электросамокатов, например, могут развивать большую скорость, а значит, возрастает вероятность аварийных ситуаций (наездов на пешеходов, столкновений с автомобилями и т. п.). По данным МВД России, только за 9 месяцев 2023 года было зарегистрировано 2647 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (далее – СИМ), что на 215,9% превышает показатели аналогичного периода 2022 года. В результате аварий погиб 31 человек (+ 63,2%), а ранения получили 2723 (+ 213%) человека.

Наибольшая доля ДТП с участием СИМ зафиксирована в июле прошлого года (20,3%) и августе (23%), как и наибольшее число погибших (по 25,8%).

Чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения при использовании СИМ, предлагаем вспомнить:

На этих и других вопросах остановимся более подробно.

Несмотря на то что электросамокаты, сигвеи, гироскутеры и т. п. развивались на протяжении многих лет и последние годы уже активно использовались, правовой статус такие средства получили только в прошлом году. 1 марта 2023 года в ПДД появились нормы, присвоившие транспорту специальный статус – «средства индивидуальной мобильности» и сделавшие его полноправным участником дорожного движения.

Согласно абз. 56 п. 1.2 ПДД, под средством индивидуальной мобильности понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей).

В качестве примеров приведены:

  • электросамокаты;
  • электроскейтборды;
  • гироскутеры;
  • сигвеи;
  • моноколеса;
  • иные аналогичные средства.

В этом году в одном из рассмотренных дел Верховный Суд Российской Федерации подчеркивал, что электросамокат является именно транспортным средством. Как и любое другое ТС, оно предназначено для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Причем если речь идет о мощном устройстве, параметры которого схожи с установленными для автомототранспортных средств (к примеру, рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальная конструктивная скорость более 50 км/ч, либо максимальная мощность электродвигателя более 4 кВт и максимальная конструктивная скорость более 50 км/ч и т. п.), то на него может потребоваться и водительское удостоверение соответствующей категории. Так, например, электросамокат, имеющий двигатель мощностью 0,5 кВТ (то есть более 0,25 кВт), по своим техническим характеристикам относится к транспортным средствам, право управления которыми должно быть подтверждено водительским удостоверением соответствующей категории (Постановление ВС РФ от 5 февраля 2024 г. № 48-АД24-1-К7).

Если электросамокат имеет мощность мотора более 0,25 кВт и развивает максимальную скорость свыше 25 км/ч, то по своим характеристикам он уже относится к мопедам, право на управление которыми должно быть подтверждено водительским удостоверением (п. 4 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения в РФ). А само упоминание таких транспортных средств в понятии «средства индивидуальной мобильности» не исключает того, что конструктивные и технические особенности могут характеризовать их и в качестве мопедов (постановление Третьего КСОЮ от 05 февраля 2024 г. по делу № 16-362/2024, постановления Седьмого КСОЮ от 15 января 2024 г. по делу № 16-9/2024 и от 17 ноября 2023 г. по делу № 16-5299/2023).

ПДД подразделяет лиц, управляющих СИМ, на 3 возрастные группы:

  • младше 7 лет (движение на СИМ малолетних детей допускается только в сопровождении взрослого);
  • от 7 до 14 лет;
  • старше 14 лет.

При этом от возраста лица, управляющего СИМ, зависит то, по каким частям дороги оно может передвигаться:

  • младше 7 лет: по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон – но только в сопровождении взрослого (п. 24.4 ПДД);
  • от 7 до 14 лет: по тротуару, пешеходной, велосипедной, велопешеходной дорожкам, в пределах пешеходной зоны (п. 24.3 ПДД);
  • старше 14 лет: по велосипедной, велопешеходной дорожкам, по проезжей части велосипедной зоны, по полосе для велосипедистов, в пешеходной зоне (при массе СИМ до 35 кг), по тротуару или пешеходной дорожке (при массе СИМ до 35 кг, если нет велосипедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов или нет возможности двигаться по ним или если лицо сопровождает ребенка до 14 лет на СИМ), по обочине (если нет велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки или нет возможности двигаться по ним), по правому краю проезжей части дороги (если нет велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки, обочины или нет возможности двигаться по ним, на дороге разрешено движение ТС со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов, а СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями, фарой) (п. 24.2.1 ПДД).
     

В ПДД прямо указано, что во всех случаях совмещенного с пешеходами движения лиц, передвигающихся на СИМ, пешеходы имеют приоритет (п. 24.6 ПДД). Однако в абз. 2 п. 4.1 ПДД упоминается случай, когда пешеходы все же должны уступить дорогу водителям СИМ – тогда, когда в отсутствие тротуаров, пешеходных и велопешеходных дорожек или обочин (или если по ним невозможно двигаться) они вынуждены идти по велосипедной дорожке или по краю проезжей части. В последнем случае следует учитывать, что пешеходы и лица, ведущие СИМ, при движении по краю проезжей части должны двигаться в противоположных направлениях: пешеходы – навстречу движению транспортных средств, а СИМ – по ходу их движения (абз. 3 п. 4.1 ПДД).

Кроме того, в жилой зоне пешеходы хоть и имеют преимущество, но не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения лиц, использующих СИМ (п. 17.1 ПДД). Напротив, если движение СИМ по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) создает угрозу опасности или помехи для движения пешеходов, то лицо, использующее СИМ, должно спешиться или снизить скорость до такой, с которой движутся пешеходы (абз. 2 п. 24.6 ПДД).

Наконец, электросамокатчикам предписано руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов и сигналами светофора в виде силуэта пешехода или велосипеда, либо светофора с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненного прямоугольной табличкой белого цвета с изображением на ней черного велосипеда.

В свою очередь, при совмещенном движении автомобилей и СИМ приоритет отдается лицам, использующим СИМ. Так, водитель должен уступить дорогу лицам, использующим СИМ, при:

  • выезде на дорогу с прилегающей территории и съезде с дороги, если он пересекает путь их движения (п. 8.3 ПДД);
  • повороте направо или налево, если водитель СИМ пересекает проезжую часть дороги, на которую поворачивает автомобилист;
  • включении разрешающего сигнала светофора на регулируемых пешеходных переходах, если лица, использующие для передвижения СИМ, не успели пересечь проезжую часть или трамвайные пути в соответствующем направлении (п. 14.3 ПДД).

Равными обязанностями на дороге водители автомобилей и лица, управляющие СИМ, обладают только при выезде из жилой зоны – и одни, и вторые должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

При пересечении проезжей части вне перекрестка лицами, использующими для передвижения СИМ, они обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней (п. 24.6.1 ПДД). В каких еще ситуациях самокатчики должны уступить дорогу, а в каких имеют приоритет, – узнайте из инфографики.

Отдельные особенности предусмотрены при движении СИМ в велосипедной зоне. Так, лица, использующие СИМ, имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Но при соблюдении ряда требований, в числе которых: запрет на движение по встречной полосе, на выезд для обгона или объезда на полосу встречного движения на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы (п. 9.1.1-9.2 ПДД); соблюдение дистанции до движущегося впереди ТС, позволяющей избежать столкновения, и необходимого бокового интервала, обеспечивающего безопасность движения (п. 9.10 ПДД), и т. д.

Запреты и ограничения для СИМ можно условно разделить на 2 группы – общие, которые применяются к любым транспортным средствам, и специальные, связанные именно с движением СИМ. Так, к первой группе относятся запреты на:

  • управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, под воздействием лекарств, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передачу управления ТС лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарств, в болезненном или утомленном состоянии;
  • пересечение организованных колонн и занятие в них места;
  • употребление алкогольных напитков, наркотических, психотропных или иных одурманивающих веществ после совершения ДТП, к которому причастен водитель, либо после того, как ТС было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования на состояние опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • использование во время движения телефона, не оборудованного техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
  • опасное вождение (п. 2.7 ПДД).

Некоторые нормы устанавливают прямые запреты для СИМ, например, на:

  • движение их на автомагистралях;
  • обгон СИМ или объезд с левой стороны других ТС, если они движутся по правому краю проезжей части;
  • управление СИМ (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозку груза, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груза, мешающего управлению;
  • перевозку пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией СИМ;
  • перевозку детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворот налево или разворот на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • пересечение дороги по пешеходным переходам;
  • буксировку самих СИМ или буксировку ими, кроме буксировки СИМ прицепа, предназначенного для эксплуатации с ним.

Что касается ограничений, то они распространяются, во-первых, на скорость движения – не более 25 км/ч (п. 24.6 ПДД), а в жилых, велосипедных зонах и на дворовых территориях, по общему правилу, – не более 20 км/ч (п. 10.2 ПДД). А во-вторых, на движение по правому краю проезжей части – оно допускается только в один ряд (п. 24.5 ПДД).

Оговорка есть и для случаев использования СИМ в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся СИМ должны быть включены фары или фонари (п. 17.3 ПДД). Кроме того, водителям рекомендуется, а вне населенных пунктов – требуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств (п. 24.10 ПДД). 

Поскольку СИМ являются транспортными средствами, на них распространяются все основные нормы КоАП, предусматривающие санкции за нарушение ПДД

Перед использованием СИМ крайне важно подробно изучить приложенную к ТС инструкцию по эксплуатации. Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 70514-2022 «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 6 декабря 2022 г. № 1446-ст), к каждому СИМ должна быть приложена инструкция по безопасному использованию. Это может быть брошюра, руководство или инструкция по эксплуатации, буклет или другой аналогичный материал физического характера (п. 19.4 ГОСТа).

В числе рекомендаций, которые производитель должен дать пользователям, – советы:

  • изучить практические основы управления, чтобы избежать аварии, особенно в первые месяцы пользования СИМ;
  • избегать участков с интенсивным движением транспорта и многолюдных мест;
  • выбирать свою траекторию и свою скорость движения, соблюдая ПДД, правила приоритета при движении по тротуарам и предоставляя преимущество для наиболее уязвимых участников дорожного движения;
  • сообщить о своем присутствии при приближении к пешеходу или велосипедисту, когда пользователей не видят и не слышат;
  • использовать переходы, спешившись с СИМ;
  • не отвлекаться при использовании СИМ;
  • проявлять осторожность ввиду того, что тормоз может нагреться при использовании, и не дотрагиваться после использования;
  • регулярно проверять затяжку различных болтовых элементов (осей колес, системы складывания, рулевого управления и тормозного вала);
  • не модифицировать и не трансформировать СИМ (п. 19.4.1.2 ГОСТа).

Также пользователям СИМ следует избегать прыжков с препятствий, таких как бордюры или ступеньки, – нужно предвидеть и адаптировать свою траекторию и скорость движения к траектории пешехода, прежде чем преодолевать эти препятствия. Рекомендуется сойти с СИМ, когда препятствия становятся опасными из-за своей формы, высоты или проскальзывания.

«Информация о практических основах и безопасном использовании может быть предоставлена производителем на веб-сайте», – подчеркивается в ГОСТе.

Часть положений ГОСТа касается инструкции по сервисному обслуживанию и уходу, включая информацию о том, где пользователь может найти квалифицированную мастерскую по сервисным операциям, которые не может сделать самостоятельно (например, замена изношенных деталей, электронных компонентов) (п. 19.5 ГОСТа).

Отметим, региональное законодательство может содержать дополнительные положения, касающиеся СИМ. Например, в Москве установлены Технические требования к велосипедам (включая велосипеды с электродвигателем) и средствам индивидуальной мобильности, используемым курьерами для доставки на территории города Москвы, Приложение 2 к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 11 апреля 2024 г. № 61-02-196/24. Так, СИМ, используемые курьерами в столице, должны быть оборудованы идентификационными номерами с параметрами, достаточными для фиксации городскими камерами, а также устройством, обеспечивающим возможность определения местоположения ТС для передачи телематических данных о его поездках в ГИС ЕРНИС. На СИМ должны быть исправны тормозная система, звуковой сигнал, передняя фара и задний фонарь, габаритные огни (при наличии). Применяется стандартное ограничение максимальной скорости движения СИМ – до 25 км/ч.

Более того, требования предъявляются даже к внешнему виду СИМ – на нем не должно быть видимых следов коррозии, загрязнений и лишних элементов вроде полиэтиленовых пакетов, используемых не для перевозки вещи, картонных коробок для перевозки в них сумки курьера, конструкций для защиты от ветра и иных элементов.

МВД России в своих лекциях «Передвигайся ответственно и безопасно», разработанных совместно с ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения» для проведения сотрудниками Госавтоинспекции занятий со школьниками, тоже перечисляет меры безопасного передвижения на СИМ. Особый акцент делается на:

  • недопустимости использования гаджетов (телефонов, наушников и плееров) во время движения;
  • необходимости следить за зарядкой (заряд аккумулятора должен быть приближен к 100%);
  • передвижении только в одиночку (использование СИМ вдвоем недопустимо);
  • опасности передвижения в темное время суток (движение возможно только со световозвращающими элементами).


Несмотря на то что правовой статус СИМ и ПДД для них уже урегулированы законодательно, доля происшествий с их участием остается высокой. Кратное увеличение парка самокатов влечет за собой и кратный рост аварийности. Поэтому в преддверии сезона наибольшей активности использования данного вида транспорта увеличивается количество законодательных инициатив и предложений по совершенствованию норм о СИМ.

Так, в апреле текущего года сенаторы внесли в Госдуму законопроект об ужесточении ответственности за правонарушения, связанные с использованием СИМ. Речь идет о новых статьях КоАП РФ, устанавливающих штрафы для лиц, использующих СИМ, о дополнительных частях к уже действующим статьям кодекса и точечных корректировках текущих норм. Так, например, за управление СИМ в состоянии опьянения предусмотрен штраф в размере 20-30 тыс. руб., за превышение установленной скорости движения СИМ – дифференцированные в зависимости от величины превышения скорости штрафы от 500-800 руб. за превышение от 5 до 10 км/ч до 4-5 тыс. руб. при превышении скорости на более чем 20 км/ч. Наказывать планируется и за оставление лицом, использующим для передвижения СИМ, места ДТП, участником которого он являлся (штраф – 4-5 тыс. руб.).

Кроме того, может появиться отдельная ответственность для лиц, использующих СИМ, за нарушение требований:

к перевозке грузов и к буксировке – штраф в размере 1 тыс. руб.;
к перевозке детей – штраф в сумме 5 тыс. руб.;
к перевозке пассажиров – штраф 2-3 тыс. руб.
Если поправки примут, штрафовать начнут и за невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке СИМ – штраф составит 500-800 руб. Также предлагается скорректировать нормы о нарушениях ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, добавив в них упоминание СИМ. Так, нарушение ПДД или правил эксплуатации СИМ, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, повлечет штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Если же будет причинен средней тяжести вред здоровью, то сумма штрафа возрастет до 10-15 тыс. руб.

Также в новых статьях планируется установить ответственность за:

невыполнение лицом, использующим для передвижения СИМ, требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения (предусмотрен штраф в размере 20-30 тыс. руб.);
нарушение ПДД лицом, использующим для передвижения СИМ в процессе дорожного движения (штраф в размере 1-1,5 тыс. руб.), включая движение на СИМ по проезжей части дороги в нарушение ПДД (штраф – 2-2,5 тыс. руб.), по пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам в случае, если масса СИМ больше 35 кг (штраф – 3-3,5 тыс. руб.), пересечение проезжей части дороги в нарушение ПДД (штраф – 2-2,5 тыс. руб.);
создание помех для движения пешеходов при движении по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (штраф – 2-2,5 тыс. руб.).
К слову, похожую инициативу разработали и депутаты Госдумы. Они тоже предлагают закрепить отдельную ответственность для водителей СИМ за самые распространенные среди них нарушения ПДД – вождение в состоянии алкогольного опьянения, превышение скорости, создание помех пешеходам, выезд на полосу встречного движения и передвижение на одном электросамокате вдвоем. Законопроект направлен в Правительство РФ для получения отзыва.

Вопросами обеспечения безопасной эксплуатации СИМ озадачены и представители Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В конце марта они провели круглый стол на эту тему, по итогам которого сформировали перечень вопросов, нуждающихся в дополнительной проработке. 10 апреля в Правительство РФ был направлен протокол с рекомендациями, касающимися:

максимального разведения лиц, использующих СИМ, с пешеходным и автомобильным потоками, а при невозможности реализации такого сценария – введения запрета использовать СИМ на отдельных участках улично-дорожной сети;
внесения поправок в ПДД об обязательном применении несовершеннолетними защитной экипировки и светоотражающих элементов;
установлении административной ответственности за наиболее типичные нарушения ПДД при использовании СИМ (езда в состоянии алкогольного опьянения, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение разметки), в том числе путем привлечения к ответственности в автоматизированном режиме;
формирования цифрового реестра СИМ, позволяющего отслеживать их передвижение, и его интеграции с ЕСИА и программно-аппаратными комплексами «Безопасный город».
Вместе с тем члены СПЧ просят обратить внимание органов власти всех уровней на соблюдение прав и законных интересов лиц с инвалидностью и лиц старшего возраста при развитии инфраструктуры для безопасного использования СИМ и сертификации СИМ, предназначенных для передвижения инвалидов. А к реализации просветительских программ и мероприятий МВД России и Минпросвещения России по пропаганде безопасной эксплуатации СИМ несовершеннолетними предлагают привлечь Минкультуры России.

В качестве контрольного показателя «дорожной карты» планируется установить снижение удельной травмоопасности при ДТП с участием СИМ до уровня, сопоставимого с травмоопасностью при ДТП с участием легковых автомобилей или ниже его.

Среди других предложений и рекомендаций, которые в ходе обсуждения темы нормативного регулирования использования СИМ высказывали представители отрасли:

возможное введение экспериментально-правовых режимов;
необходимость внедрения системы учета СИМ, в том числе тех, которые находятся не в прокате, а в собственности у граждан;
формирование кикшеринговыми компаниями «черных списков» пользователей, систематически нарушающих ПДД и правила эксплуатации СИМ;
необходимость повышения уровня культуры управления СИМ и повсеместное внедрение социальной рекламы.
Такие меры озвучил зампредседателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артём Шейкин на конференции о нормативно-правовом регулировании использования СИМ 23 мая 2024 года. Также он анонсировал планы по созданию федерального реестра СИМ в рамках реализации «дорожной карты» Минтранса России, формированию системы контроля, надзора и управления движением СИМ, а также реализации мер по организации парковок для них.

По данным статистики, с 2020 года общее количество СИМ выросло в 5 раз, а число поездок увеличилось в 12 раз. Поэтому вопрос совершенствования нормативного регулирования СИМ и в целом повышения безопасности движения такого вида транспорта в настоящее время приобретает особую актуальность.

Наталья Ключевская

Теги: административная ответственность, безопасность дорожного движения, транспорт и перевозки, физлица, Госавтоинспекция, МВД России, Правительство РФ