С сентября нынешнего года появились весьма значительные штрафы за размещение немаркированной интернет-рекламы (требование маркировать ее и снабжать рекламу идентификатором появилось годом ранее). При этом штрафы касаются всех рекламодателей.
Как понять, какие материалы на сайте производителя или продавца являются рекламой и подлежат маркировке? Антимонопольное ведомство разъяснило свою позицию по этому вопросу (письмо Федеральной антимонопольной службы от 20 сентября 2023 г. N 08/76261/23):
- согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
- но вместе с тем, согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе, этот закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке;
- таким образом не является рекламой информация о товарах/услугах, размещенная на официальном сайте производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги), на страницах производителя таких товаров (услуг) в соцсетях либо в официальном приложении для мобильных устройств, если эта информация предназначена для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в соцсети, мобильного приложения об ассортименте своих товаров (услуг), условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования;
- сайт, страница в соцсети или мобильное приложение является информационным ресурсом и создаются с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией;
- поэтому посещение таких ресурсов рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, производимых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора. Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Закона о рекламе не распространяются;
- также не является рекламой информация о реализуемых товарах разных производителей, размещенная на официальном сайте продавца данных товаров, на его страницах в соцсетях и в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта/страницы/мобильного приложения об ассортименте реализуемых товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования. Также при указанных способах размещения информации не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, контрагентах (партнерах) данной компании и т.п;
- тем не менее в отдельных случаях, когда продавец товаров разных производителей разместил на своем сайте, на странице в соцсети или в мобильном приложении информацию, которая направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте предлагаемых товаров, работ, услуг или деятельности компании, в том числе о ее контрагентах (партнерах), сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения на каждой странице сайта стационарного баннера, не связанного с содержанием таких страниц и т.п.), такая информация может быть признана рекламой, и на нее распространяются требования Закона о рекламе.
Дополнительно ФАС России рекомендует ознакомиться с более подробной информацией по теме размещения рекламы в сети Интернет на своем сайте1. В этом разделе размещена справочная информация, ответы на часто задаваемые вопросы о рекламе в интернете, подлежащей маркировке.
_____________________________
1 С информацией можно ознакомиться на официальном сайте ФАС России (https://fas.gov.ru/pages/reklama_v_internete).
Теги: 2023, административная ответственность, информационные технологии, маркировка и прослеживаемость товаров, реклама, торговля, юрлица, ФАС России