Контакты:

Пт. Апр 26th, 2024

Законодательство предусматривает ряд особенностей регулирования труда водителей автомобилей. Работодателю следует серьезно подойти к выбору наименования профессии работника, управляющего автомобилем; обеспечить соответствие квалификации лица, принимаемого на работу, установленным требованиям; учитывать ряд ограничений на осуществление деятельности по профессии водителя автомобиля. В решении этих и других важных вопросов помогут новые материалы, подготовленные специалистами компании ГАРАНТ

Нужно ли проводить профессиональный отбор при переводе работника на работу по профессии водителя автомобиля?

Согласно части первой ст. 328 ТК РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение. Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 29.07.2020 N 264 (далее — Порядок N 264).

Согласно п. 3 Порядка N 264 профессиональный отбор включает в себя два этапа:

— подтверждение соответствия представленных работником документов профессиональным и квалификационным требованиям;

— испытание.

Из буквального толкования формулировок как части первой ст. 328 ТК РФ, так и Порядка N 264 следует, что профессиональный отбор проводится именно в отношении лиц, принимаемых на работу. Тем не менее, специалисты Роструда в своих разъяснениях указывают, что профессиональный отбор, включая испытание, должен проводится в том числе и при переводе работника на работу по профессии водителя автомобиля (см. консультации с портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Однако, на наш взгляд, работодателям стоит учитывать следующее. Действительно, обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и утвержденным приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282, прямо прописана в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Никаких исключений для лиц, переводимых на работу по профессии водителя автомобиля, закон не содержит. Соответственно, работодателю в случаях, установленных п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, так или иначе необходимо проверить документы лиц, поступающих на работу водителями автомобилей (в том числе в порядке перевода), на предмет соответствия их квалификации предусмотренным требованиям.

А вот с испытанием ситуация сложнее. В силу п. 7 Порядка N 264 работники, принимаемые на работу непосредственно связанную с управлением транспортным средством, в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со ст. 70 ТК РФ. То есть Порядок N 264 говорит об установлении водителям именно того испытания, которое предусмотрено Трудовым кодексом в качестве возможного условия трудового договора.

Между тем по смыслу части первой ст. 70 ТК РФ такое условие может быть предусмотрено в трудовом договоре только при его заключении (письмо Роструда от 05.04.2021 N ПГ/07358-6-1). Установление работнику испытательного срока при переводе невозможно. На это обращают внимание и суды, и сами специалисты Роструда (см., например, определения Курганского областного суда от 13.01.2022 N 33-76/2022, Свердловского областного суда от 06.11.2020 N 33-14827/2020, Кировского областного суда от 19.01.2012 N 33-87консультации с портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Таким образом, на наш взгляд, предусмотренный Порядком N 264 профессиональный отбор не может применяться в части проведения испытания в отношении работников, переводимых на работу по профессии водителя автомобиля.

Ограничения на работу водителем автомобиля

Законодательство предусматривает ряд ограничений на осуществление деятельности по профессии водителя автомобиля.

Так, в силу ст. 265 ТК РФ, п. 2111 Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (далее — Перечень N 163), к работе по этой профессии не допускаются лица моложе 18 лет. Данное ограничение, впрочем, на сегодняшний день фактически лишено самостоятельного значения, поскольку в силу п. 2 ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) лица, не достигшие возраста 18 лет, не имеют права на управление транспортными средствами категорий А и выше, что само по себе лишает их возможности работать по профессии водителя автомобиля.

Согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень N 2349), утвержден постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349 и содержит в том числе профессию «водитель автомобиля».

Для отдельных категорий водителей автомобилей предусмотрены ограничения, связанные с привлечением к административной ответственности. Так, согласно п. 6.4 Профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», утв. приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 (далее — Требования), к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, не допускаются водители, привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения. Аналогичные ограничения установлены для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (п. 9.4 Требований), и водителей, осуществляющих перевозку пассажиров в международном сообщении (п. 12.4 Требований).

Каких-либо специальных ограничений для водителей, имеющих или имевших судимость, закон на сегодняшний день не предусматривает. Установленный ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» запрет на выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, лицами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, не касается водителей автомобилей, поскольку работы по управлению транспортными средствами не включены в Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, утв. распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 N 1653-р.

Однако с 1 марта 2023 года вступает в силу статья 328.1 ТК РФ, устанавливающая ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение определенных категорий преступлений либо подвергающихся уголовному преследованию за такие преступления.

Профессиональный отбор и профессиональное обучение водителей

Согласно части первой ст. 328 ТК РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение. Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержден приказом Минтранса России от 29.07.2020 N 264 (далее — Порядок N 264).

Из буквального толкования ст. 328 ТК РФ следует, что профессиональный отбор и профессиональное обучение надлежит пройти всем работникам, принимаемым на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, без каких-либо исключений. Тем не менее, как предусмотрено п. 3 Порядка N 264, профессиональный отбор проводится работодателями с целью привлечения лиц к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, соответствующих профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ), утверждаемым в соответствии с пунктом 2 статьи 20 указанного закона.

В упомянутой норме речь идет о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями).

Это, на наш взгляд, позволяет заключить, что требования Порядка N 264 не распространяются на тех водителей, которые управляют автомобилем исключительно для целей собственного перемещения или перевозят пассажиров или грузы легковыми автомобилями для собственных нужд организации или индивидуального предпринимателя. При этом иного порядка профессионального отбора и профессионального обучения для таких работников не предусмотрено.

Порядок N 264 выделяет два этапа профессионального отбора работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств:

1. Подтверждение соответствия представленных работником документов профессиональным и квалификационным требованиям. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом п. 2 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», утверждены приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282. Согласно пунктам 4-6 Порядка N 264:

— наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения;

— квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации в соответствии с законодательством об образовании в РФ;

— стаж (опыт) работы работника подтверждается трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством РФ.

2. Испытание. Согласно п. 7 Порядка N 264 водители в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со ст. 70 ТК РФ. Напомним, что в силу указанной статьи при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. То есть установление испытание является правом, а не обязанностью сторон трудового договора. Однако формулировки положений Порядка N 264, на наш взгляд, не предполагают возможности принять на работу водителя без установления ему испытания. Исключения, очевидно, будут составлять случаи, когда трудовое законодательство в принципе не допускает возможности установления работнику испытания (подробнее об этом см. Энциклопедию решений. Категории работников, которым нельзя устанавливать испытательный срок). Хотя в разъяснениях специалистов Роструда можно встретить мнение о невозможности заключения трудового договора с водителем в случаях, когда такой договор по закону не может предусматривать установления работнику испытания (см. консультацию с портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Согласно п. 8 Порядка N 264 испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

Испытание водителя проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать (п. 9 Порядка N 264).

Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Требования к водителям-наставникам приведены в п. 10 Порядка N 264.

Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний (п. 11 Порядка N 264). Требования к содержанию таких листов приведены в п. 12 Порядка N 264. Оформленные листы испытания (стажировки) должны храниться у работодателя не менее пяти лет (п. 13 Порядка N 264).

Каких-либо специальных требований по профессиональному обучению работников Порядок N 264 не устанавливает. Пункт 14 указанного документа содержит лишь отсылочную норму, согласно которой профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а работодатель определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд в соответствии с требованиями ст. 196 ТК РФ.

Должен ли водитель при приеме на работу и в дальнейшем в течение трудовой деятельности предъявлять медицинскую справку по форме N 003-В/у?

Перечень документов, предъявляемых при приеме на работу, установлен статьей 65 ТК РФ. Помимо перечисленных непосредственно в этой статье документов, в отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, запрещается (часть третья ст. 65 ТК РФ).

На сегодняшний день ни один нормативный акт не предписывает лицам, поступающим на работу, предъявлять работодателю медицинскую справку по форме N 003-В/у.

Данный документ выдается по результатам проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) в порядке, предусмотренном приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1092н (далее — Порядок N 1092н).

Как установлено пунктом 2 Порядка N 1092н, указанное медицинское освидетельствование проводится в отношении:

1) кандидатов в водители транспортных средств;

2) водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);

3) водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены симптомы и синдромы заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.

Как видно, необходимости прохождения данного освидетельствования при трудоустройстве Порядок N 1092н не предусматривает.

Отметим, что справка по форме N 003-В/у также не входит в число документов, которые обязан иметь водитель для управления транспортным средством (см. п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Соответственно, проверять наличие данного документа у водителя при выпуске транспортного средства на линию работодателю также не требуется.

При этом в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п. 2 Порядка N 1092н необходимость прохождения водителем внеочередного обязательного медицинского освидетельствования может быть выявлена в ходе прохождения работником периодического медицинского осмотра. Порядок направления водителя на медицинское освидетельствование в такой ситуации утвержден приказом Минздра России от 15.06.2015 N 342н (далее — Приказ N 342н). Если по результатам медицинского освидетельствования будет подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством, водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, а право гражданина на управление транспортными средствами прекращается (п. 1 ст. 28 Закона N 196-ФЗ, пп. «ж» п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097). Как указано в п. 18 письма МВД России от 20.04.2017 N 13/4-3596, такое удостоверение подлежит хранению в Госавтоинспекции до истечения срока его действия либо до обращения владельца водительского удостоверения о его возврате в случае изменения (улучшения) состояния здоровья, если срок действия водительского удостоверения не истек.

Очевидно, данные обстоятельства потребуют от работодателя принятия определенных кадровых решений, связанных с отстранением работника от работы и его переводом на иную работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, или увольнением. Однако и в этом случае соответствующие действия будут осуществляться на основании медицинского заключения по результатам периодического медицинского осмотра. Передачи работодателю документов по результатам внеочередного медицинского освидетельствования ни Порядок N 1092н, ни Приказ N 342н не предусматривают.

Таким образом, нормативные акты не устанавливают каких-либо случаев, когда работодатель должен направить работника на обязательное медицинское освидетельствование или истребовать у него выдаваемые по результатам такого освидетельствования документы (см. консультации с портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Также отметим, что обязательное медицинское освидетельствование, в отличие от обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (п. 2 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

Обязательное медицинское освидетельствование и обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, как следует из п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, являются самостоятельными процедурами и друг друга не заменяют. Таким образом, даже если соискатель при приеме на работу предъявляет работодателю справку по форме N 003-В/у, это не освобождает работодателя от необходимости отправить такого соискателя на предварительный медицинский осмотр (см. консультации с портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Обязательное психиатрическое освидетельствование водителей

Согласно части восьмой ст. 220 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование.

Виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование утверждены приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н (далее — Приказом N 342н) и включают в себя в том числе деятельность, связанную с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств по профессиям и должностям согласно перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349 (то есть в том числе деятельность по профессии водителя автомобиля).

Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичность (далее — Порядок N 342н) также утверждены Приказом N 342н. Подробнее об этом порядке читайте в материале Энциклопедии решений.

Отметим, что в соответствии с п. 4 постановления ВС РФ от 02.07.1992 N 3186-I и ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации. До 1 сентября 2022 года действовал Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28.04.1993 N 377. Он предусматривал, что общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Общими противопоказаниями для выполнения работ, связанных с движением транспорта, являются эпилепсия и синкопальные состояния. А в зависимости от категории управляемого транспортного средства предусматривались дополнительные противопоказания.

Однако на сегодняшний день документа, который бы устанавливал перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, не утверждено (см. проект).

Прохождение обязательного психиатрического освидетельствования в установленных законом случаях является обязанностью работника (ст. 215 ТК РФ).

Лица, не прошедшие обязательное психиатрическое освидетельствование, подлежат отстранению от работы (не допускаются к работе) (часть первая ст. 76 ТК РФ). А в силу п. 2 Порядка N 342н, освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности. Полагаем, что приведенные нормы позволяют говорить о необходимости проведения первичного психиатрического освидетельствования работника до заключения с ним трудового договора.

Несмотря на название Порядка N 342н, вопрос о периодичности проведения обязательных психиатрических освидетельствований в нем не урегулирован. Как следует из письма Минздрава России от 20.06.2022 N 30-0/3066769-14500, обязательные психиатрические освидетельствования работников после их приема на работу проводятся только в случае выявления при осуществлении обязательного медицинского осмотра врачом-психиатром лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.

Согласно ст. 185 ТК РФ на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы. Обязательные психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателей (часть девятая ст. 220 ТК РФ).

Наименование профессии водителя автомобиля

Выбор наименования профессии работников, в обязанности которых входит управление автомобилем, в силу отсутствия единообразного и последовательного регулирования этого вопроса со стороны законодателя вызывает затруднения на практике.

В силу части второй ст. 57 ТК РФ если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Ограничения по профессии «водитель автомобиля» законом предусмотрены. Так, согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень N 2349), утвержден постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349 и содержит в том числе профессию «водитель автомобиля». Кроме того, в силу ст. 265 ТК РФ, п. 2111 Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (далее — Перечень N 163), к работе по этой профессии не допускаются лица моложе 18 лет. Приведенные нормативные положения сформулированы таким образом, что установленные ими ограничения привязаны именно к профессии «водитель автомобиля», а не к управлению автомобилем как к виду работ. К приведенному в Перечне N 2349 наименованию профессии «водитель автомобиля» привязана и необходимость проведения в отношении соответствующих работников психиатрического освидетельствования (п. 1 Приложения N 2 к приказу Минздрава России от 20.05.2022 N 342н).

Внимание

Из сказанного можно заключить, что работодатель обязан руководствоваться положениями квалификационных справочников и профстандартов при определении наименования профессии водителя автомобиля.

Профстандарт для данной профессии на сегодняшний день не утвержден. Однако продолжает применяться на территории РФ Квалификационный справочник, профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102. Данный справочник содержит профессию «водитель автомобиля». Причем такое наименование профессии применяется к водителям легковых, грузовых автомобилей, а также автобусов.

Справочник предусматривает внутреннее категорирование по профессии «водитель автомобиля» в рамках трех классов. Однако рассматривать данные классы как часть наименования профессии в условиях действующего правового регулирования, на наш взгляд, будет неверным. Дело в том, что включение класса в состав наименования должности предполагает, что каждый класс в таком случае образует самостоятельную профессию, а переход работника из одного класса в другой является переводом. Вместе с тем квалификационный справочник предполагает распределение работников по классам не только в зависимости от выполняемой ими работы, но и от результатов труда и, более того, допускает даже понижение работников в классе (см. введение в раздел «Автомототранспорт и городской электротранспорт»). То есть соответствующие классы нельзя рассматривать в качестве характеристики выполняемой работником трудовой функции. 

Внутреннее категорирование может предусматриваться работодателем для целей оплаты труда, однако, на наш взгляд, ни в трудовом договоре, ни в трудовой книжке оно не отражается и к наименованию должности отношения не имеет. При этом работодатель в принципе не обязан применять систему классности в отношении водителей и вводить соответствующее категорирование. Как подчеркивают суды, данный вопрос относится к компетенции работодателя (определения Ростовского областного суда от 15.11.2021 N 33-20608/2021, Свердловского областного суда от 01.03.2017 N 33-3499/2017, Верховного суда Республики Коми от 19.09.2013 N 33-4965/2013от 23.05.2013 N 33-2761/2013). Работодатель также вправе в рамках локального нормотворчества разработать собственные критерии отнесения водителей к определенным категориям для целей дифференциации оплаты их труда (см., например, определение Челябинского областного суда от 21.03.2014 N 11-2338/2013).

Также отметим, что профессия «водитель автомобиля» включена в Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденные постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31. В указанном документе профессия «водитель автомобиля» отнесена к разрядам с 4-го по 7-й в зависимости от особенностей выполняемой водителем работы. Однако данная дифференциация представляет собой не внутреннее категорирование именно по профессии водителя. В указанном документе трудовые функции распределены по общей для всех должностей и профессий сетке разрядов по оплате труда. В настоящее время законодательство не предусматривает для каких-либо работодателей обязанности по использованию данной тарифной сетки.

С учетом сказанного логично было бы заключить, что должность работников, в обязанности которых входит управление легковыми, грузовыми автомобилями и (или) автобусами, должна именоваться «водитель автомобиля», как это предусмотрено квалификационным справочником. Но, к сожалению, некоторые другие нормативно-правовые акты ставят данный вывод под сомнение. Так, в приказе Министерства транспорта РФ от 31.07.2020 N 282 упомянут целый ряд профессий, связанных с управлением автомобилем, как-то:

— водитель автомобиля (транспортного средства категорий «В», «BE» (включая легковое такси) (также именуется «водитель легкового автомобиля»);

— водитель автомобиля (транспортного средства категорий «С», «СЕ» и подкатегорий «С1», «С1E») (также именуется «водитель грузового автомобиля»);

— водитель автомобиля (транспортного средства категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E») (также именуется «водитель автобуса»);

— водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза);

— водитель автомобиля (крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, или транспортного средства, сопровождающего крупногабаритное и (или) тяжеловесное транспортное средство);

— водитель автомобиля (транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов);

— водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении).

Перечисленные занятия в приказе приведены именно как отдельные профессии, а не как виды деятельности внутри профессии «водитель автомобиля». А в судебной практике имеются примеры признания правомерным определения наименование водителей автомобилей так, как это предусмотрено в нормативных актах Минтранса России. Так, Самарский областной суд признал незаконным предписание государственного инспектора труда, требовавшего от работодателя привести наименование профессии работника, которая именовалась «водитель автобуса», в соответствие с квалификационным справочником (определение от 17.07.2018 N 33а-8503/2018).

Тем не менее, нам в любом случае кажется наиболее безопасным использовать именно то наименование профессии работников, управляющих автомобилем, которое приведено в квалификационном справочнике. Не соответствующей закону мы полагаем практику отражения в наименовании должностей водителей какого-либо дополнительного функционала, который возлагается работодателем на работников, управляющих автомобилем. Такие распространенные на практике наименования профессий, как «водитель-экспедитор», «водитель-курьер», «водитель-охранник», «водитель-инкассатор» и т.д., не предусмотрены квалификационными справочниками и не подлежат применению (см. определение Шестого КСОЮ от 12.05.2020 N 8а-10019/2020, постановление Самарского областного суда от 23.10.2019 N 4А-1173/2019). При необходимости поручения работнику, управляющему автомобилем, дополнительного функционала работодатель не лишен возможности сделать это при сохранении предусмотренного квалификационным справочником наименования (см. п. 4 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37). Также необходимые дополнительные обязанности могут быть поручены водителю в порядке совмещения профессий.

Из сказанного, однако, имеется исключение. Так, Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, содержит такие должности, как санитар-водитель и фельдшер-водитель скорой медицинской помощи. Эти должности включены и в раздел Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н. Указанные должности не упомянуты ни в Перечне N 2349, ни в Перечне N 163, однако, поскольку они являются должностями медицинских работников, с работой по ним также связано наличие льгот и ограничений (см., например, ст. 350 ТК РФ). А значит, работодатель должен обеспечить соответствие названия должностей сотрудников, выполняющих соответствующую работу, положениям ЕКС.

Особенности регулирования труда водителей автомобилей

Законодательство предусматривает целый ряд особенностей регулирования труда водителей автомобилей.

Вопрос о том, при каких условиях работников следует считать водителями автомобилей для целей применения установленных законом особенностей регулирования их труда, нередко вызывает затруднения у правоприменителей.

В первую очередь работодателям следует иметь в виду, что отсутствие в наименовании работника указания на управление автомобилем не освобождает работодателя от обязанности применять в отношении данного работника особенности регулирования труда водителей. Сам факт того, что на работника возложены обязанности по управлению автомобилем уже является достаточным основанием считать его профессионально выполняющим обязанности водителя автомобиля.

Показательный пример, иллюстрирующий данный тезис, имел место в практике Верховного Суда РФ. Судьи признали работодателя виновным в непроведении предрейсовых медосмотров торговых представителей, от которых по характеру выполняемой работы требовалось осуществлять перемещение между клиентами за рулем. Доводы работодателя о том, что данные работники являлись именно торговыми представителями, а не водителями, суд отверг (постановление от 19.12.2016 N 18-АД16-173).

Хотя, по нашему мнению, поручение работнику обязанностей по управлению автомобилем в любом случае накладывает на работодателя ограничения в части выбора наименования его должности. Подробнее об этом см. в Энциклопедии решений. «Наименование профессии водителя автомобиля«.

С другой стороны, неверным, на наш взгляд, было бы считать, что любое использование работником автомобиля для целей выполнения его трудовой функции делает его профессиональным водителем. Если автомобиль предоставляется работнику исключительно для его удобства, использование данного средства передвижения не является для него необходимым, исполнять свои обязанности он может и не прибегая к использованию данной льготы, это не возлагает на работодателя никаких обязанностей, связанных с регулированием труда водителей (см. определение Московского городского суда от 18.09.2018 N 33а-6141/2018).

Таким образом, по нашему мнению, ключевым фактором, влияющим на решение вопроса о том, является ли работник водителем для целей применения соответствующих особенностей регулирования его труда, является то, входит ли в его обязанности управление автомобилем.

Повышение квалификации водителей

Согласно части первой ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В общем случае закон не предусматривает обязанности работодателя организовывать повышение квалификации водителей автомобилей. Как подчеркивает Минтранс России в письме от 12.03.2020 N Д3-511-ПГ, такая обязанность установлена только для отдельных категорий водителей, а именно:

— осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении (в соответствии с требованиями Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств-участников СНГ от 24.11.2006);

— перевозящих опасные грузы (в соответствии с главой 8.2 «Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства» приложения В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957);

— допущенных к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 876).

При этом специалисты Минтранса России отмечают, что действующее законодательство не ограничивает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовывать мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности водителей и их профессионального мастерства. Для этих целей, по мнению чиновников, могут использоваться следующие руководящие документы:

— РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.01.1986);

— РД-26127100-1070-01 «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций» (утв. первым заместителем Министра транспорта РФ 02.10.2001);

— РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом» (утв. Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986).

Приведенные документы специалисты Минтранса России характеризуют как носящие рекомендательный характер.

Отметим также, что согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны в том числе создавать условия для повышения квалификации водителей. Что именно следует понимать под «созданием условий для повышения квалификации», в законе не уточняется.

Требования к квалификации водителей автомобилей

Согласно части второй ст. 57 ТК РФ если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Ограничения по профессии «водитель автомобиля» законом предусмотрены. Так, согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень N 2349), утвержден постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349 и содержит в том числе профессию «водитель автомобиля». Кроме того, в силу ст. 265 ТК РФ, п. 2111 Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (далее — Перечень N 163), к работе по этой профессии не допускаются лица моложе 18 лет. Приведенные нормативные положения сформулированы таким образом, что установленные ими ограничения привязаны именно к профессии «водитель автомобиля», а не к управлению автомобилем как к виду работ. К приведенному в Перечне N 2349 наименованию профессии «водитель автомобиля» привязана и необходимость проведения в отношении соответствующих работников психиатрического освидетельствования (п. 1 Приложения N 2 к приказу Минздрава России от 20.05.2022 N 342н).

Таким образом, в общем случае работодатель обязан обеспечить соответствие квалификации лиц, принимаемых на работу по профессии «водитель автомобиля» требованиям, содержащимся в Квалификационном справочнике, профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны, среди прочего, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок. Указанные требования утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2020 N 282 (далее — Приказ N 282).

В зависимости от типа автомобиля, от типа перевозимого груза и характера маршрута Приказом N 282, помимо требований к знаниям и умениям работников, также могут предусматриваться требования к общему стажу вождения, стажу (в том числе — непрерывному) работы водителем, а также ряд специфических требований к квалификации.

Так, например, водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза) должен иметь свидетельство о подготовке водителя, предусмотренного главой 8.2 приложения В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (порядок выдачи такого свидетельства утвержден приказом Минтранса России от 30.07.2020 N 265).

Водитель автомобиля (транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов) должен иметь свидетельство, подтверждающее повышение квалификации водителей транспортных средств соответствующей категории, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (Примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, по результатам освоения которых выдаются требуемые свидетельства, утверждены приказом Минобранауки России от 01.03.2018 N 161).

А водителю автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении) необходимо иметь свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, выданного в соответствии со статьей 5 Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ и решением Экономического совета СНГ от 12.12.2008 «О Единых требованиях к дополнительному обучению на профессиональную компетентность международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ» (форма свидетельства приведена в приложении 3 к Соглашению о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ).