Контакты:

Пт. Апр 18th, 2025

кто обязан платить сбор

база для расчёта и размер отчислений

когда не нужно платить сбор

С 1 апреля 2025 года вводится новый сбор с доходов от интернет-рекламы. Это установлено п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ, который дополнил Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) новой статьей 18.2.

Отчисления будут направляться в федеральный бюджет для оказания господдержки правообладателям программ для ЭВМ или баз данных, включённых в единый реестр российского ПО, а также на развитие и функционирование информационных ресурсов, перечень которых установит Правительство РФ.

Производить обязательные отчисления должны рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые занимаются распространением рекламы в Интернете, направленной на российского потребителя (ч. 1 ст. 18.2 Закона о рекламе).

Критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет определяет Правительство РФ (ч. 2 ст. 18.2 Закона о рекламе).

Новые критерии определения интернет-рекламы сформулированы в проекте постановления ФАС России «Об утверждении критериев отнесения к рекламе информации, распространённой на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»». В нём ведомство уточнило критерии рекламы на маркетплейсах и в поисковиках. В настоящее время документ, который должен вступить в силу с 1 апреля 2025 года, проходит процедуру оценки регулирующего воздействия на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Плательщиками также признаются лица (посредники):

— осуществляющие действия в целях распространения рекламы в Интернете по поручению и за счёт рекламодателя и (или) рекламораспространителя;

— или оказывающие услуги по распространению рекламы в Интернете в интересах рекламодателя и (или) рекламораспространителя.

Это предусмотрено ч. 10 ст. 18.2 Закона о рекламе.

Если российский рекламодатель пользуется услугами иностранного рекламораспространителя для привлечения внимания отечественных потребителей, то он обязан сам рассчитать и удержать сумму сбора из оплаты таких услуг. При этом российский рекламодатель обязан проинформировать иностранную организацию или гражданина о перечислении в бюджет обязательных отчислений (ч. 5 ст. 18.2 Закона о рекламе).

Базой для расчета обязательных отчислений является доход, полученный в течение квартала рекламораспространителями, операторами рекламных систем от реализации услуг по распространению в Интернете рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации. Отсчёт кварталов ведётся с начала календарного года (ч. 3 ст. 18.2 Закона о рекламе).

Размер обязательных отчислений составляет 3% квартального дохода (ч. 4 ст. 18.2 Закона о рекламе). Для посредников базой признаётся посредническое вознаграждение, полученное за квартал (ч. 11 ст. 18.2 Закона о рекламе).

Положения Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ о введении нового сбора вступают в силу с 1 апреля 2025 года. Следовательно, рассчитывать отчисления нужно с рекламы, которая будет распространяться с II квартала 2025 года, а первый обязательный платёж следует внести в III квартале 2025 года.

Исчисление обязательных отчислений производит Роскомнадзор. Он же осуществляет мониторинг полноты и своевременности уплаты обязательных отчислений (чч. 6 и 7 ст. 18.2 Закона о рекламе).

Отдельной санкции за неуплату обязательных отчислений при распространении интернет-рекламы пока не установлено. В настоящее время ответственность регулируется ст. 14.3 КоАП РФ.

Установлены случаи, при которых не нужно платить новый сбор (ч. 12 ст. 18.2 Закона о рекламе). В частности, отчисления не уплачиваются при распространении рекламы:

1. на сайтах в Интернете, владельцами которых являются вещатели телеканалов, радиоканалов и информационные агентства;

2. на сайтах сетевых изданий, редакции и учредители которых соответствуют одному из следующих критериев:

а) учреждены государственными или муниципальными органами и организациями либо в их уставном (складочном) капитале имеется доля (вклад) РФ, субъекта РФ или муниципального образования;

б) в течение года получали бюджетные ассигнования из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета на функционирование СМИ (в т.ч. в форме субсидий);

в) осуществляют деятельность редакции, и (или) издателя, и (или) учредителя периодического печатного издания в случае, если совокупный тираж выпускаемой продукции, вышедшей в свет в течение года, составил не менее чем:

— 15 млн экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью 2 и более раза в неделю;

— 2,5 млн экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью 1 раз в неделю, 1 раз в 2 недели или 1 раз в 3 недели;

— 700 000 экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью 1 раз в месяц или 1 раз в 2 месяца;

— 300 000 экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью 1 раз в квартал и реже;

3. на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и телеканалах, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории РФ.

Таким образом, от уплаты нового сбора освобождены теле- и радиовещатели, информагентства, медиа с госучастием, а также издатели и редакции печатных изданий, подпадающие под определённые критерии совокупного тиража за год.